Дорожный фонд вернули к жизни
Правительство решило создать новый дорожный фонд, деньги которого будут направляться на строительство и ремонт автодорог. Десять лет назад фонд уже существовал, но был ликвидирован - ни одна система финансирования дорог пока не сделала их лучше
Москва. 20 мая. FINMARKET.RU - Правительство приняло решение о создании бюджетного фонда для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог, заявил премьер-министр Владимир Путин накануне по итогам совещания в Белом доме. "Приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда", - сказал он. В фонде будут "аккумулированы минимальные требования для поддержания дорожной сети", отметил премьер. Право создавать аналогичные дорожные фонды, по его словам, получат также субъекты Федерации.
Экономический кризис усугубил проблемы дорожной отрасли, признали в правительстве. "Сегодня гораздо больше можно говорить не об успехах, а о проблемах в этой сфере", - констатировал В.Путин. Первая проблема - недостаточные объемы ремонта дорог, что негативно сказывается в том числе на безопасности движения. "Однажды "сэкономив" на своевременном ремонте, мы затем несем двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги - это касается и федеральных трасс, и трасс регионального значения", - заметил премьер. Также остается нерешенным вопрос экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства. "Очевидно, что в настоящее время сметы явно "раздуты", а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики", - добавил он.
На следующий день вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин немного подробнее рассказал, как будет функционировать этот фонд. Правительство будет постепенно в течение нескольких лет вводить источники формирования фонда по ремонту и строительству дорог, сообщил он журналистам.
"В настоящее время принято решение, что минимальная величина фонда - это тот объем, который уже есть в бюджете (на данные цели), плюс какие-то новые налоги и сборы, которые мы постепенно введем, поэтапно в течение нескольких лет", - сказал А.Кудрин.
В целом, говоря о создании фонда, он отметил, что речь идет о том, что в составе бюджета "при его планировании мы должны предусмотреть средства на строительство дорог не ниже объема, определенного по каким-то принципам". Эти принципы будут определены отдельно, сказал он.
По словам министра, к таким источникам может относиться повышение акциза на бензин, сбор платы с крупнотоннажных автомобилей, проходящих по федеральным дорогам. "Возможно, будут другие источники названы, которые увеличат доход федерального бюджета, и они также увеличат возможности этого фонда", - сказал министр. Таким образом, отметил он, будет существовать смешанный механизм формирования фонда.
Также возможность создавать такие фонды будет предусмотрена и для субъектов РФ, "не выделяя их (фонды) из бюджета, не создавая какую-то отдельную администрацию, не окрашивая налоги", сказал министр. По его словам, по сути, фонд будет неким ориентиром в составе бюджета по финансированию ремонта и строительства дорог, но он "никак не будет выделяться в бюджете".
Как пояснил министр, такая форма более целесообразна по сравнению с ранее существовавшими дорожными фондами, на формирование которых направлялись определенные налоги и расходовались которые только по мере поступления данных налогов. Тот факт, что новый создаваемый фонд будет действовать в рамках федерального бюджета, позволит расходовать средства вне зависимости от сроков поступления тех или иных налогов, которые будут определены как источники его пополнения. "Кассовый принцип исполнения бюджета позволяет забрать деньги хоть в первом квартале, а налоги могут поступать еще в течение нескольких месяцев после этого", - пояснил министр.
Говоря о том, чем новый фонд будет схож с существующим инвестиционным фондом, А.Кудрин отметил, что в рамках этого фонда будет предоставлено право заключать долгосрочные контракты, превышающие три года, на которые формируется очередной проект федерального бюджета. Кроме того, будет предусматриваться возможность переходящего остатка, то есть средства, неиспользованные в текущем году, могут быть использованы в следующем году без внесения поправок в бюджет.
Дорожные фонды уже существовали в России в 90-е годы, но десять лет назад были ликвидированы, а финансирование дорог осуществлялось напрямую из бюджета. Восстановить дорожный фонд в декабре предложил президент Дмитрий Медведев, после того как этот вопрос был поднят на заседании президиума Госсовета. "Я хотел бы, чтобы мы вернулись к этой идее и серьезно ее продумали, включая возможность привязки этой идеи к конкретным источникам финансирования таким, как акцизы на бензин и транспортный налог", - призвал Д.Медведев. При этом он попросил правительство продумать, "каким образом повысить эффективность и прозрачность администрирования и управления" в дорожной отрасли.
В федеральном бюджете-2010 на дороги заложено 270 млрд руб.
/Финмаркет/