Фаза Штокмана без СПГ

Кризис отложил полноценный запуск Штокмана на три года. Но первая фаза проекта может быть реализована и без СПГ в виде поставок исключительно трубопроводного газа и конденсата, заявляет оператор Shtokman Development. Принятие окончательного инвестрешения по комплексу СПГ запланировано на декабрь 2011 года

Фаза Штокмана без СПГ
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 18 февраля. IFX.RU - Первая фаза разработки Штокмановского месторождения может быть реализована без производства сжиженного природного газа (СПГ), говорится в материалах компании-оператора проекта Shtokman Development.

"В комплекс СПГ включены объекты, необходимые доля производства 7,5 млн тонн СПГ в год из газа фазы 1, в том числе завод по сжижению газа, резервуары для хранения СПГ и порт для его отгрузки. Принятие окончательного инвестиционного решения по данному комплексу запланировано на декабрь 2011 года и будет зависеть от состояния рынка СПГ и оптимизации береговых объектов", - говорится в материалах.

"В случае принятия окончательного инвестиционного решения поставки СПГ могут начаться в 2017 году, в противном случае фаза 1 будет реализована в виде поставок исключительно трубопроводного газа и конденсата", - отмечает оператор проекта.

Для разработки первой фазы месторождения "Газпром" создал СП с французской Total и норвежской Statoil - Shtokman Development AG ("Газпром" - 51%, Total - 25%, StatoilHydro - 24%). Как сообщалось, на прошлой неделе партнеры решили перенести срок начала реализации проекта на три года и дали себе еще один год на принятие окончательного инвестиционного решения.

Оператор проекта Shtokman Development AG сообщал, что срок принятия окончательного инвестиционного решения отложен с конца 2010 года на конец 2011 года. Начало поставок трубопроводного газа перенесено с 2013 на 2016 год, начало поставок сжиженного природного газа - с 2014 на 2017 год.

Президент РФ Дмитрий Медведев в свою очередь предложил еще раз проанализировать вопрос переноса сроков запуска Штокмановского газоконденсатного месторождения. "Я хотел бы, чтобы правительство еще раз вместе с "Газпромом" оценило ситуацию вокруг Штокмана, и той отсрочки, которая предоставлена ему", - заявил глава государства.

Как отмечала Shtokman Development, помимо новых рисков, которые поставил перед проектом глобальный финансовый кризис и избыток газа (природного, сжиженного, газа нетрадиционных источников) на рынке, перед партнерами по проекту стоят и серьезные технические вопросы. Самый серьезный из них - транспортировка продукции от месторождения на берег.

Так, в компании уверены, что технически осуществимо транспортировать газ и конденсат в одном потоке на берег. В "Газпроме" говорят о необходимости отделения конденсата от газа на добывающей платформе, иначе существует риск закупорки трубопровода. Установка на платформе оборудования по отделению конденсата может привести к существенному увеличению ее размеров. Кроме того, Shtokman Development может потребоваться установка специальной платформы, где будет производиться этот технологический процесс. Все это существенно увеличит и затраты.

Цены подвели

По оценке Shtokman Development, Штокмановский проект при использовании исключительно только трубопроводного транспорта и при цене на нефть свыше $60 за баррель дает акционерам компании не менее 17,5% доходности.

Реализация проекта с вовлечением мощностей по производству СПГ пока не позволяет достичь требуемых акционерами показателей, сообщил журналистам глава Shtokman Development Юрий Комаров. Он пояснил, что сейчас цены на СПГ в два и более раз ниже, чем цены контрактов на трубопроводный газ в Европе.

Экономика проектной компании определяется величиной тарифа на добычу газа. При этом тариф определяется по формуле, в которой присутствует цена на газ на российской рынке, на рынке Германии, и на американской торговой площадке Henry Hub (в случае с реализацией СПГ-составляющей проекта).

"Цель - поставки (сетевого) газа в Европу. Атлантический рынок СПГ в настоящее время непривлекателен, не только сегодня, но и в ближайшие несколько лет. Наша задача заключается в том, чтобы быстрее запустить проект, но и быть готовыми запустить СПГ", - отметил в свою очередь вице-президент Total Russia Эрве Мандео.

"Коммерчески-эффективный проект с конкуренноспособными параметрами. Если есть проекты более интересные - это конкуренция проектов. Тогда в этом случае проект будет ждать своего часа", - добавил Ю.Комаров.

По-прежнему нет консенсуса относительно того, как будет доставляться продукция на берег. Компания и иностранные акционеры считают, что возможно транспортировать и газ, и конденсат в одной трубе (двухфазный поток), тогда как "Газпром" по-прежнему придерживается стратегии однофазного потока.

По словам Ю.Комарова, российские поставщики труб гарантировано получат 50% заказов труб для трубопровода, но могут получить и до 100% заказов. "У нас есть процедуры, которые заставят их быть конкурентноспособными. Они будут конкурентноспособными, если захотят", - сказал он.

Архангельская и Мурманская область представили свои конкурирующие предложения по размещению мощностей по бетонированию труб. "Хватило бы мощности", - заметил Ю.Комаров.

Для завода СПГ выбрана технология сжижения APCI, которую используют 90% заводов в мире.

Цепная реакция

Между тем, заявленный ранее перенос планов освоения Штокмановского месторождения отразился на сроках реализации совместного проекта ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) и южнокорейской Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (Daewoo S&ME) по строительству новой верфи на Дальнем Востоке.

"Перенос планов по развитию Штокмановского месторождения на 3 года не мог не повлиять на бизнес-планы в отношении совместного предприятия с Кореей. Мы видим, что это рождает затяжку и в освоении строительства газовозов", - сообщил на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным в четверг и.о. президента ОСК Роман Троценко.

ОСК предполагает возвести с Daewoo на базе завода "Звезда" в поселке Большой Камень верфь (Приморский край) для строительства крупнотоннажных (танкеров и газовозов дедвейтом до 200-250 тыс. тонн) и буровых судов, а также плавучих заводов по производству сжиженного природного газа. Инвестиции в возведение нового предприятия составят $400 млн. К активной фазе строительства планировалось приступить в апреле 2010 года и завершить его за 24 месяца.

В конце осени 2009 года источник, знакомый с планами участников проекта, сообщал "Интерфаксу", что в декабре для реализации проекта ОАО "Дальневосточный завод "Звезда" ("внучка" ОСК) и Daewoo S&ME планируют создать СП "Звезда-ДЭУ". Его уставный капитал может составить от $200 млн до $300 млн, доля Daewoo S&ME - от 20% до 49% акций. Партнерство с южнокорейской компанией призвано обеспечить доступ к технологиям концерна при постройке судов.

Первоначально на верфи предполагалось построить несколько танкеров ледового класса дедвейтом 80 тыс. тонн по заказу ОАО "Совкомфлот".

"Объединенная судостроительная корпорация" учреждена в июне 2007 года. В ведении компании - весь цикл производства судов, начиная от их разработки и проектирования и заканчивая поставками, гарантийным и сервисным обслуживанием, ремонтом и утилизацией. В структуру корпорации входят 3 региональных дочерних холдинга - на северо-западе, севере и востоке страны. 100% акций корпорации находятся в федеральной собственности.

Предупреждали

Сомнения в том, что "Газпром" сможет выдержать заявленные сроки начала поставок первого газа со Штокмановского газоконденсатного месторождения в 2014 году, появились у экспертов намного раньше, чем это признали акционеры проекта. Еще в июле 2008 года "Интерфаксу" в администрации Мурманской области приводили высказывания представителей геологоразведочных предприятий с заседании горного совета СЗФО, посвященного проблемам освоения арктического шельфа в Мурманске в четверг.

Так, генеральный директор ОАО "Севморнефтегеофизика" Константин Долгунов тогда высказал мнение, что первый газ со Штокмана начнет поставляться не ранее 2021 года, а генеральный директор ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" Олег Мнацаканян назвал планы "Газпрома" начать поставки первого газа в 2014 году слишком оптимистичными.

В октябре 2009 года эксперты, опрошенные "Интерфаксом", полагали, что начало реализации первой фазы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения целесообразно перенести с 2013-2014 на 2017-2018 год. Как отмечала директор центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Татьяна Митрова, "вопрос в том, когда этот газ будет востребовании рынком". "Это я бы ожидала ближе к концу следующего десятилетия - 2017-2018 год".

По ее словам, во-первых, мировой кризис привел к падению спроса во всех регионах: и в Европе, и в США. Во-вторых, на рынке образовался огромный избыток СПГ, который еще увеличится в следующем году. "Те большие инвестиции, которые были сделаны на пике нефтяных цен, сейчас как раз входят в действие, и сейчас мы наблюдаем обвал цен", - напомнила она.

"И наконец так называемая сланцевая революция в США - огромный прирост сланцевого, некондиционного газа, который практически сводит на нет в ближайшей перспективе импорт СПГ Соединенными Штатами - тем рынком, на который в первую очередь ориентировался Stokman Development. Сейчас и в ближайшие 5-10 лет на этом рынке возможности сбыта СПГ будут чрезвычайно ограничены, либо его придется продавать по крайне невыгодным ценам, которые ставят под вопрос всю эффективность проекта", - предупреждает эксперт.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в свою очередь говорил, что в начале обсуждения проекта, когда была другая конъюнктура, назывались достаточно оптимистичные сроки: "С точки зрения маркетинга достаточно разумным выгладит срок - 2017-2018 год".

К.Симонов отметил, что нынешний 2009 год - не совсем удачный. Примерно на 7-8% по итогам года сократится спрос на газ в Европе. А в США мы наблюдается большое производство сланцевого газа (unconventional gas), за счет чего происходит падение цен.

Тем не менее, К.Симонов уверен, что спрос на газ в Европе и США будут восстанавливаться. Он также напомнил, что поддержание добычи сланцевого газа требует постоянного бурения, кроме того, к его процессу имеются экологические вопросы.

Детали проекта

Запасы гигантского Штокмановского ГКМ на шельфе Баренцева моря огромны. Они составляют 3,9 трлн кубометров газа по категории С1, конденсата - 53,3 млн тонн по категориям С1-С2. Штокмановское газоконденсатное месторождение должно было стать ресурсной базой для поставок российского газа как трубопроводного, так и полученного с использованием СПГ-технологий, на рынки Атлантического бассейна (теперь, как указывалось выше, цели поменялись). Общий период разработки месторождения составит около 50 лет, причем в течение первых 25 лет ожидался максимальный уровень производства в 71,1 млрд куб. м в год. При нынешнем объеме промышленных запасов месторождения за 50 лет на нем планируется добыть порядка 2,8-2,9 трлн. куб. м газа.

Проект освоения Штокмана изначально был разбит на три фазы. Каждая фаза предусматривала ввод мощностей по производству 23,7 млрд куб. м газа с временным разрывом в примерно четыре года.

Первая фаза освоения месторождения предусматривала начало поставок по газопроводу в 2013 году, сжиженного природного газа - в 2014 году.

Ранее "Газпром" заявлял, что реализацию первой фазы освоение Штокмана оценивает в $13-15 млрд. Затраты же на реализацию всех трех фаз освоения гигантского Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря оцениваются в $40 млрд, заявлял еще в марте 2008 года в интервью журналу "Газпром" Юрий Комаров - генеральный директор ООО "Севморнефтегаз" (недропользователь) и Shtokman Development

Мощность завода по сжижению газа на первом этапе должны была составить 7,5 млн тонн СПГ, впоследствии предполагается ввести еще три линии аналогичной мощности, после чего предприятие должно выпускать до 30 млн тонн сжиженного газа в год. На начальном этапе около половины производимого газа планировалось направить по газопроводу на удовлетворение внутреннего рынка и заполнение Nord Stream, а по мере увеличения объемов добычи две трети голубого топлива будет сжижаться.

Каждая фаза освоения месторождения предполагала создание определенных мощностей, а кроме того, построения общей инфраструктуры, необходимой для всех этапов реализации проекта. Технологическим оборудованием, которое появится на начальной стадии, а именно - подводным производственным комплексом, морской платформой для добычи и предварительной подготовки голубого топлива, газопроводом до берега и первой очередью завода по сжижению газа, должно владеть Shtokman Development. А собственником портового транспортно-технологического комплекса, в том числе системы подготовки и хранения голубого топлива, отгрузочных терминалов и так далее, окажется "Газпром" - эти мощности компания-оператор будет использовать на условиях аренды. Предполагалось, что первая фаза проекта продлится 37-38 лет, но через 25 с начала добычи газа Total и StatoilHydro выйдут из состава акционеров Shtokman Development и передадут свои доли в капитале этого предприятия "Газпрому". Никаких компенсаций со стороны российской корпорации не предусмотрено.

Инфраструктура второй и третьей фаз освоения Штокмановского месторождения, как озвучивалось ранее, будет изначально полностью принадлежать "Газпрому".

Новости по теме

Суров Ямал без икры и водки

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });