Дорожный фонд восстанет из пепла?
Президент РФ Дмитрий Медведев задумался о возможности воссоздания дорожных фондов в регионах. Если реинкарнация состоится, то обновленная структура не будет точной копией своего предшественника, упразденного много лет назад, и уж тем более не будет увеличения налогового бремени для регионов, заверяют в администрации президента
Москва. 2 декабря. IFX.RU - Президент РФ Дмитрий Медведев намерен вернуться к обсуждению возможности восстановления дорожного фонда, в том числе привязки к нему таких источников финансирования, как акцизы на бензин и транспортный налог.
На совещании по экономическим вопросам в среду он напомнил, что вопрос о восстановлении дорожного фонда для обеспечения устойчивого финансирования строительства обсуждался на заседании президиума Госсовета в Ульяновске на минувшей неделе. "К этой идее было очень разное отношение - от благоприятного до категорического отрицания", - сказал президент.
"Я хотел бы, чтобы мы вернулись к этой идее и по-серьезному ее продумали, включая и возможность привязки этой идеи к конкретным источникам финансирования, таким как акцизы на бензин и транспортный налог", - заявил глава государства.
"Нужно продумать и каким образом повысить эффективность и прозрачность администрирования и управления в этой сфере, потому что основные вопросы связаны с этим", - отметил Д.Медведев. "Жду идей от правительства в течение двух недель на эту тему", - сказал президент.
Предложение о воссоздании Дорожного фонда подразумевает организацию таких институтов на региональном уровне, поэтому речи о лишении регионов части средств на дорожное строительство или о повышении налогов не идет, пояснил по итогам совещания помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
"Президент предложил подумать о восстановлении такого механизма, но, конечно, не в старом виде и без всяких оборотных налогов, без непрозрачных схем расходования средств, а с предсказуемостью того, какие ресурсы можно тратить на дороги", - отметил А.Дворкович.
По его словам, "необходимо будет определиться, в каких целях создавать - если вообще создавать - такой механизм: для строительства дорог или для содержания и текущего ремонта".
"Речь идет о финансировании строительства или ремонта дорог на региональном, а не на федеральном уровне", - подчеркнул А.Дворкович. Он отметил, что на федеральном уровне "в любом случае будут другие источники и механизмы, в частности компания "Росавтодор".
"Речь также не идет о том, что у регионов будут отнимать деньги", - подчеркнул помощник президента.
По его словам, "сейчас без таких фондов регионы каждый год сами определяют приоритеты расходов, и все губернаторы говорят, что в каком-то виде такие фонды нужны, иначе давление других нужд, срочность других расходов превалирует над дорожным строительством".
"Им было бы легче, если бы такая привязка существовала, и тогда решения могут приниматься более обоснованно без учета лоббистских интересов", - добавил А.Дворкович.
Как полагает помощник президента, "поднимать налоги сверх того, что сейчас делается, не будет необходимости", - считает помощник президента.
"Регионы будут у себя формировать соответствующие фонды в соответствие со своими законами о бюджете", - пояснил он.
Отвечая на вопрос о возможных сроках создания фондов, А.Дворкович отметил, что "даже при самом быстром сценарии раньше 2011 года это сделать невозможно".
Напомним, закон "О дорожных фондах в РФ", действовавший с 1991 года, был отменен с 1 января 2003 года. Упраздненный закон предусматривал взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств.
Чтобы хоть частично компенсировать потери региональных бюджетов в связи с отменой, была изменена схема уплаты акцизов на нефтепродукты (перенесена с производителей на оптово-розничную сеть), была увеличена доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет. И с 1 января 2003 года регинам было разрешено вводить транспортный налог. Регионы поголовно воспользовались предоставленной возможностью. Но денег на развитие дорожной сети им хронически не хватало и не хватает.