Мобильники понадобятся через 2 года
Покупатели вновь загорятся желанием покупать сотовые телефоны в 2011 году. Именно тогда, прогнозирует "Евросеть", продажи трубок восстановятся до уровня 2008 года. Пока же ритейлерам стоит потуже затянуть пояса - в этом году они продадут чуть ли не на треть меньше мобильников
Москва. 28 сентября. IFX.RU - Любовь к новым сотовым телефонам вернется к россиянам года через два, прогнозирует сеть салонов связи "Евросеть". Именно тогда объемы продаж восстановятся до уровня 2008 года. Счастье для сотовых ритейлеров начнется в 2011 году.
Причины просты: власти обещают, что в следующем году начнется восстановление экономики, следовательно вырастут доходы населения, и они больше не будут бояться тратить деньги. Как результат, возобновится "реплейсмент" (замена) телефонов по причине отложенных в кризисный период покупок, говорится в аналитическом исследовании "Евросети". В среднесрочной перспективе снижение влияния фактора "кризисной психологии", адаптация населения к новым условиям, отсутствие внешних шоков сформирует позитивные ожидания потребителей, восстановит спрос и положительно повлияет на объем рынка.
По прогнозам экспертов, в 2011 году будет продано 36 млн мобильных телефонов, почти столько же, сколько в 2008 году (36,1 млн). В 2009 году продажи, по оценке "Евросети", составят 26 млн телефонов (падение на 28%), что является худшим показателем с 2003 года.
В 2010 году "Евросеть" прогнозирует частичное восстановление рынка. Минимальный прирост рынка к уровню 2009 составит 3-4%, оптимистичный прогноз - рост на 10-15%.
Эксперты отмечают: сотовый ритейл уже прошел "дно кризиса", которое пришлось на май-июнь 2009 года. В конце II - начале III квартала "рост потребительского спроса возобновился, причем на уровне, опережающем рост экономики в целом".
Если в апреле продажи "мобильников" составили 1,6 млн, в мае - 1,7 млн, в июне - 1,9 млн, то июльские продажи выросли до 2,2 млн, а сентябрьские - до 2,5 млн. По оценке "Евросети", в III квартале в РФ было продано 7,1 млн сотовых телефонов, что на 31,6% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. Объем продаж за 9 месяцев составил 17,66 млн телефонов (падение на 34,1%).
Лидером продаж в России остается Nokia, однако финская компания в III квартале снизила долю рынка до 38,7% с 40,2% кварталом ранее, позволив Samsung сократить разрыв - 35,2% рынка в июле-сентябре против 31,3% во II квартале. На долю LG в III квартале пришлось 12,4% продаж (во II квартале - 7,7%). Доля SonyEricsson сократилась до 6,3% с 11%.
Кризис вынуждает россиян экономить на расходах, откладывая второстепенные покупки до лучших времен. По данным аналитиков ОАО "Мобильные Телесистемы", в первом полугодии 2009 года рынок продаж мобильных телефонов в России сократился на 29% и составил 64,63 млрд рублей. В 2009 году объем рынка упадет на 33,4% в денежном выражении и составит 132,6 млрд рублей против 199,2 млрд рублей в 2008 году, прогнозируют они.
Новый президент "Евросети" Александр Малис как-то говорил о том, что рынок трубок напрямую зависит от цены на нефть. Однако его теория оказалась не совсем верна: нефть во втором квартале росла, что не остановило падения продаж. Падение продаж сотовых телефонов в России произойдет, но этот показатель в 2009 году не превысит 15-35%, прогнозировал он.
По оценке экспертов Gartner Inc., продажи сотовых телефонов в мире упали в I квартале 2009 года на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 269,1 млн штук. Это первое падение показателя в годовом исчислении с начала отслеживания Gartner ситуации в отрасли.
Так что российские сотовые ритейлеры не одиноки, их зарубежные коллеги тоже страдают от того, что покупатели больше не выстраиваются в очередь за новинками, а предпочитают экономить и пользоваться старыми моделями. Но им осталось всего два года продержаться, и вот тогда наступит потребительский ренессанс.
/IFX.RU/