Мы не можем не говорить
Кризис заставляет отказываться от покупки новых мобильных. По итогам года продажи новых мобильников сократятся более чем на треть, прогнозирует МТС. Однако россияне пока не готовы экономить на расходах на мобильную связь
Москва. 11 августа. IFX.RU - Кризис вынуждает россиян экономить на расходах, откладывая второстепенные покупки до лучших времен. В том числе многие наши соотечественники не спешат обзаводиться новыми сотовыми телефонами, что уже привело к падению объема их розничных продаж почти на треть, и вряд ли до конца года сотовым ритейлерам удастся наверстать упущенное. Между тем, кризис пока не заставил россиян жертвовать свободой общения и отказываться от расходов на мобильную связь.
Продажи новых мобильников сократились...
В первом полугодии 2009 года рынок продаж мобильных телефонов в России сократился на 29% и составил 64,63 млрд рублей, оценивают аналитики ОАО "Мобильные Телесистемы". В 2009 году объем рынка упадет на 33,4% в денежном выражении и составит 132,6 млрд рублей против 199,2 млрд рублей в 2008 году.
В натуральном выражении продажи сотовых телефонов в январе-июне снизились на 30%, до 11,63 млн. Во втором полугодии падение замедлится до 27,9%, и по итогам года составит 28,7%, при этом будет продано 26 млн аппаратов, прогнозирует МТС.
Один из бывших топ-менеджеров "Евросети" Владимир Богданов ранее выражал надежду, что восстановление рынка продаж "трубок" не за горами. Его прогноз по продажам мобильных телефонов в российской рознице на 2009 год совпадает с оценкой МТС - 26 млн штук (в 2008 году было продано 36,3 млн).
По итогам второго квартала крупнейшим по величине сотовым ритейлером РФ являлась наполовину принадлежащая "Вымпелкому" "Евросеть" (30-31% рынка в натуральном выражении), за ней следовал независимый ритейлер "Связной" (20-21%), на третьем месте - МТС (7,5% в денежном выражении и 9% - в натуральном без учета франчайзинговых салонов). Доля розницы МТС по количеству проданных sim-карт, с учетом франчайзинговых салонов, в РФ составляет 16%. Долю "Евросети" эксперты рынка оценивают на таком же уровне, около 8% приходится на "Связной".
...а число абонентов - растет
Хотя объем продаж мобильных телефонов в России и снизился, кризис не затронул число абонентов сотовой связи: по-видимому, россияне не готовы жертвовать свободой общения даже ради экономии. Ранее сообщалось, что по подсчетам исследовательской компании AC&M Consulting, количество зарегистрированных GSM-абонентов в России в июне выросло на 1% по сравнению с маем и составило 196,6 млн. Лидерство на рынке услуг мобильной связи продолжает удерживать МТС (по итогам июня 34,3% рынка, база российских абонентов - 67,423 млн человек). На втором месте - "Вымпелком" (25,4% рынка, 49,971 млн человек), на третьем "Мегафон" (23,1% рынка, 45,361 млн российских абонентов). Уровень проникновения сотовой связи (количество sim-карт на 100 жителей) в РФ в июне составил 135,4% против 134,1% в предыдущем месяце (в мае 2008 года - 1,18).
Так что сотовые операторы с финансовой точки зрения на общем бледном фоне выглядят если и не блестяще, то лучше, чем компании ряда других отраслей. Так, если МТС в I квартале этого года получило чистый убыток в $57,7 млн из-за девальвации рубля, то во втором квартале, по прогнозам аналитиков, компания получит чистую прибыль в размере $551,2 млн. Чистая прибыль ОАО "Мегафон" по US GAAP в I квартале 2009 года составила 11,126 млрд рублей, что даже на 20,2% больше показателя аналогичного периода прошлого года. ОАО "Вымпелком" в I квартале 2009 года получило чистый убыток по US GAAP в размере $251 млн против $601 млн чистой прибыли за аналогичный период 2008 года, однако аналитики прогнозировали, что убыток "Вымпелкома" окажется куда больше - $539 млн.
В мире продажи мобильников также падают
Между тем, во всем мире наблюдается похожая тенденция - потребители откладывают покупку мобильных телефонов "на потом". В первом квартале 2009 года продажи мобильников упали, причем очень существенно, подсчитали аналитики исследовательской компании Gartner Inc. По оценке экспертов, продажи сотовых телефонов в мире упали в I квартале 2009 года на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 269,1 млн штук. Это первое падение показателя в годовом исчислении с начала отслеживания Gartner ситуации в отрасли. Причина падения продаж тривиальна - экономический спад привел к сокращению потребительских расходов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, традиционно поддерживавших этот рынок. Правда, продажи смартфонов в первом квартале выросли аж на 13% - до 36,4 млн штук.
Кризис привел и к тому, что перераспределились доли рынка между производителями сотовых телефонов. Доля Nokia на мировом рынке мобильных телефонов снизилась в первом квартале до 36,2% с 39,1% годом ранее. Доля Samsung увеличилась до 19,1% с 14,4%, доля LG - до 9,9% с 8%. В то же время доля Motorola сократилась до 6,2% с 10,2%, Sony Ericsson - до 5,4% с 7,5%.