АСВ тянется к "плохим" долгам

Пришла пора создавать структуру по выкупу проблемных долгов у банков, так как статистика показывает ухудшение ситуации, полагает Агентство по страхованию вкладов. На роль аккумулятора "токсинов" агентство предлагает себя, выдвигая несколько схем работы. В ЦБ РФ отмечают, что для реализации предложений не хватает воли государства

АСВ тянется к "плохим" долгам
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 22 сентября. IFX.RU - Агентство по страхованию вкладов (АСВ) уверено, что пришло время для создания структуры по выкупу "плохих" долгов у банков. На эту роль агентство предлагает себя. К рассмотрению этого вопроса АСВ походит во всеоружии, предлагая сразу несколько вариантов расчистки балансов кредитных организаций.

Представители ЦБ РФ считают предложенные схемы вполне работающими, но только при условии госфинансирования. И вообще, если бы государство хотело создать такую структуру, то давно бы это сделало.

Варианты АСВ

Потребность в создании структуры по работе с плохими активами уже есть, заявил глава АСВ Александр Турбанов, выступая на заседании экспертно-аналитического совета при АСВ в понедельник. По его словам, статистика, по российским стандартам, показывает ухудшение ситуации. "Если взять международные стандарты (в случае невыплаты в срок процентного платежа просроченной считается вся сумма кредита), то потребность в этом инструменте становится очевидной", - уверен А.Турбанов.

Говоря о причинах, которые могут заставить АСВ взять на себя новые функции, А.Турбанов подчеркнул, что, по сути, выкуп "плохих" активов - это дополнительная функция санатора, которую агентство уже выполняет. "Залог, может быть, и неплохой, но сейчас за ним ничего не стоит. Надо дать возможность банкам расчистить балансы на абсолютно легальном и законном основании", - подчеркнул он.

На заседании совета было предложено несколько схем по работе АСВ с проблемными активами. Согласно им, агентство получает от ЦБ предложения о продаже так называемых "токсичных" активов. Кроме того, агентство проводит оценку передаваемой задолженности и принимает решение о ее выкупе.

Способом финансирования в этих схемах является как привлечение частных и институциональных инвесторов, так и государственное участие в виде облигаций или кредитных нот, эмитируемых АСВ. "Финансирование осуществляет АСВ, выделяя в денежном выражении более 50% средств в виде бескупонных облигаций с госгарантиями. Взамен агентство ждет эффективной работы банков с проблемной задолженностью", - подчеркнул советник гендиректора АСВ Вадим Жегалов.

Обязательных критериев выкупа, по расчетам агентства, должно быть три: передаваться должны только обеспеченные корпоративные долги и только тех предприятий, которые до начала кризиса показывали положительную динамику развития, долги, имеющие шанс на реструктуризацию.

Управление выкупаемыми активами может быть осуществлено по нескольким схемам. Предлагаемые АСВ варианты предусматривают создание дочерней управляющей компании и формирование закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), а также отбор по конкурсу уполномоченных управляющих компаний. При этом базовые варианты сценариев, как сообщил В.Жегалов, предполагают разную степень участия агентства в работе с фондами, а также отсутствие или наличие возможности обратного выкупа "плохих" долгов.

Говоря о том, на каких условиях у банка будут покупаться "плохие" долги за счет средств сформированного фонда, советник гендиректора привел такой пример: "На каждый рубль частных инвестиций, привлеченных управляющей компанией, АСВ вносит в ЗПИФ два рубля. Причем это не живые деньги, а ценные бумаги". По предварительным расчетам агентства, расформирование фондов может происходить, например, через пять лет.

Участники дискуссии подчеркнули, что новый инструмент работы с "плохими" долгами направлен главным образом на небольшие кредитные организации, которые не могут получить доступа к субординированным кредитам Внешэкономбанка, а также получить докапитализацию в виде облигаций федерального займа. АСВ рассчитывает, что сотрудничать в работе с "токсичными" активами будет главным образом с экономически значимыми и бюджетообразующими банками. По оценкам агентства, интерес к этому инструменту могут проявить 250-300 банков. Агентство оценивает текущий объем "плохих" долгов, отвечающих заложенным критериям, в 300 млрд рублей.

ЦБ: без вариантов

Схема выкупа "плохих" долгов через АСВ возможна при госфинансировании, заявил журналистам заместитель главы Департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

"Схема может работать, вопрос в том, выделит ли государство средства. Если бы оно хотело - давно бы выделило", - сказал он, комментируя озвученные на экспертно-аналитическом совете при АСВ планы по работе с "плохими" активами.

АСВ рассматривает возможность выкупа проблемных активов не только в ходе санации, но и до наступления необходимости в ней. По расчетам АСВ, выкуп активов может производиться за счет выпуска агентством собственных долговых обязательств. Для наделения агентства новыми полномочиями предполагается дополнить федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы" положением, распространяющим на процесс выкупа проблемных активов тот же алгоритм, что заложен в этом законе в отношении процедуры санации.

В.Чистюхин отметил несколько недоработок в предложенных АСВ механизмах. Одна из них касается обязательств банков кредитовать реальный сектор экономики в размере полученных от государства средств. "Прямое финансирование банков, субординированные кредиты ВЭБа, ОФЗ - все эти механизмы завязаны на кредитование реального сектора экономики. Новая концепция АСВ этого не предусматривает", - подчеркнул он.

Он также считает, что в предложенных вариантах работы с "плохими" активами недостаточно прописан и механизм ответственности руководства и собственников банка. "Игра называется "А что взамен?" Пока мы не услышали ничего, кроме нежелания делиться собственностью. Никакого иного механизма, который позволил бы АСВ получить компенсацию за предложенные финансовые ресурсы, нет", - отметил он.

Кроме того, заместитель главы департамента считает, что АСВ недостаточно проработало механизм сотрудничества с Банком России. "Не ясны критерии отбора банков для выкупа "плохих" активов. Это большой вопрос, который надо обсуждать", - резюмировал он.

И вообще в ЦБ не считают проблему просроченной задолженности критичной. Ранее директор департамента лицензированной деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов сообщал, что в целом по банковскому сектору в 2009 году ЦБ ожидает по оптимистичному сценарию уровень просрочки менее 9-10% от общего кредитного портфеля, по пессимистичному - более 10%. По его мнению, ухудшение качества кредитного портфеля банков в 2009 году будет зависеть от двух факторов: темпов восстановления экономики и регулятивной среды.

Государство и вопрос

Немного фактов из истории по вопросу создания структуры по выкупу "плохих" активов у банков. Первым активно лоббировать создание банка "плохих" активов как средства для борьбы с кризисными явлениями в финансовом секторе начал РСПП. Идею поддержало Агентство по страхованию вкладов, в ее пользу высказывались и некоторые международные эксперты - например, IFC.

Однако ЦБ РФ и Минфин не раз заявляли, что решать проблему "плохих" активов надо через укрепление капитальной базы банков с помощью государственных и частных ресурсов, а не посредством создания "банка-помойки". В конце июня глава ЦБ Сергей Игнатьев заявлял, что не поддерживает идею создания банка "плохих" активов. "Я считаю, что тех мер (по капитализации банков, принятых властями) достаточно", - сказал он.

"Мы не видим необходимости создавать такой фонд ("плохих" активов)", - заявил еще в марте вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Достаточно определенно высказывался на эту тему и президент РФ Дмитрий Медведев. "В краткосрочной перспективе для нас, как и для других стран, самым серьезным вызовом в этой (банковской) сфере является расчистка балансов так называемых "плохих" активов. Не думаю, что для России сегодня оптимальной является концентрация таких активов в так называемом "плохом" или "токсическом" банке", - сказал Д.Медведев, выступая на открытии Петербургского экономического форума в начале июня. Правительство отказалось от идеи создания "банка плохих активов" по причине сложности оценки активов, докапитализация банков в этом смысле является предпочтительнее, пояснила тогда же глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Новости по теме

Треть банков под колпаком

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии123 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ25 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });