Авиация сбросит "токсичный" балласт
Российский авиапром, чье финансирование из госсредств за последние 5 лет было увеличено в 20 раз, не смог дать адекватный ответ на поддержку. Подкошенная кризисом, обвешанная "токсичными" долгами авиастроительная отрасль демонстрирует полную расхлябанность. Премьер-министр В.Путин поручил исправить ошибки и наконец научиться эффективно работать
Жуковский/Москва. 18 августа. IFX.RU - Россия, начиная с 2004 года, в 20 раз увеличила финансирование самолетостроительной отрасли. Но отрасль так полноценно и не встала на крыло, демонстрируя "расхлябанный" полет. Тяжелым балластом для нее стали набранные в докризисные времена кредиты и серьезные просчеты в экспортных поставках продукции, и в принципе плохая организация работы. Ошибки придется исправлять. Новое "полетное задание" озвучил премьер-министр Владимир Путин.
"Расхлябанный" полет
Премьер-министр РФ Владимир Путин заявляет о необходимости избавиться от "расхлябанности" в работе отечественных авиастроителей.
"Без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность невозможно обеспечить без современных комплексов, но это не значит, что вот этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы", - сказал В.Путин на совещании по развитию отечественного самолетостроения. Совещание было приурочено к открывшемуся во вторник в Жуковском международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009 и проходило на его площадке.
Глава правительства подчеркнул, что "соответствующие ведомства должны внимательно следить за тем, как идет работа на конкретных предприятиях, в компаниях и в отрасли в целом".
"Хотел бы предостеречь от иллюзий того, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента", - сказал В.Путин.
Он добавил, что государству нужна реальная отдача от инвестиций в авиастроение.
"Отрасль должна работать в рыночных условиях, мы прекрасно понимаем, что ситуация сложна, и конкуренты ваши на мировых рынках имеют прямую поддержку со стороны своих правительств. Но, во-первых, не нужно повторять чужих дурацких ошибок, самим нужно работать эффективно", - сказал В.Путин.
"Полетное задание" в целом получилось достаточно жестким. Как отметил премьер-министр, отечественные авиастроители могут и должны работать эффективно, и необходимо добиться этого "во что бы то ни стало".
В долгах, как в шелках
Как выяснилось из слов премьера, работа идет ни шатко, ни валко, а долги растут. "Общая сумма долговых обязательств ОАК и ее дочерних обществ - примерно 119-120 млрд рублей, причем порядка 64 млрд - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий", - сказал премьер-министр.
В.Путин отметил, что на фоне благоприятной экономической обстановки погашение ранее взятых кредитов планировалось осуществить за счет распродажи непрофильных активов, перекредитования по меньшим ставкам, размещения акций.
"Сегодня эти решения, конечно, не будут уже работать - не надо было "тянуть" с этим", - сказал В.Путин, подчеркнув, что сейчас авиастроители оказались в "крайне сложном финансовом положении".
"Общая ситуация в авиапроме остается непростой, мягко говоря, и дело не только в том, что экономический кризис привел к "сжатию" рынка, к дефициту кредитных ресурсов, негативно сказался на финансовом положении предприятий - дело не только в этом", - сказал В.Путин.
Он отметил, что экономические трудности "со всей очевидностью подчеркнули системные проблемы самой отрасли". "Решаются все эти вопросы и проблемы недопустимо медленно: я имею в виду и недостаточное качество корпоративного управления, и высокие издержки, и низкую экономическую эффективность производительности труда", - указал глава правительства,
Избавиться от "токсинов"
Премьер рассказал об ужасах отечественной авиаотрасли и поставил задачу в ближайшие полтора месяца разработать программу избавления авиаотрасли от "токсичных" долгов.
"Учитывая форс-мажорную ситуацию, необходимо разработать программу финансовой стабилизации, помочь авиастроителям избавиться от накопленных "токсичных" долгов - такая программа финансового оздоровления должна быть внесена в правительство в течение ближайшего месяца, в крайнем случае, в течение полутора", - сказал В.Путин на совещании по развитию отечественного самолетостроения.
Он подчеркнул, что ждет соответствующий доклад к 1 октября.
Кроме того, премьер-министр поручил подготовить предложения по совершенствованию механизмов поддержки продаж отечественной авиатехники.
"Имею в виду как развитие лизинга на внутреннем рынке, так и меры по содействию экспорту", - сказал В.Путин.
Учимся торговать
Был констатирован еще один малоприятный факт, подтверждающий "расхлябанность" отрасли. Целый ряд контрактов ОАК на поставку самолетов как внутри страны, так и за границу принес одни убытки. Тут пришлось ставить задачу исключить повторение ошибок, совершенных ранее в рамках исполнения экспортных контрактов ОАК.
"Я прошу ОАК и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию, представить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок", - заявил В.Путин.
Поддержка на подлёте
Прозвучавшая критика не означает, что авиаотрасль перестанет получать поддержку. Правительство обсуждает возможность пополнения в 2009 году капитала РСК "МИГ".
"Буквально на днях правительство приняло решение, в соответствии с которым за счет бюджета на докапитализацию холдинговой компании "Сухой" выделяется 3,2 млрд рублей. Сегодня также обсудим возможность пополнения в текущем году капитала ОАО "РСК МИГ" на 15 млрд рублей", - сказал В.Путин на совещании в Жуковском во вторник.
Он также отметил, что, начиная с 2004 года, объем финансирования самолетостроительной отрасли со стороны государства увеличился в 20 раз. Только в текущем году, по словам В.Путина, с учетом антикризисных мер на эти цели было выделено 8 млрд рублей. Средства пошли на закупку отечественных самолетов, субсидирование расходов на техническое перевооружение серийных заводов. Порядка 35 млрд бюджетных рублей направлено на увеличение уставного капитала ключевых предприятий отрасли.
В полном объеме получит средства проект по созданию боевого самолета пятого поколения. Как заявил В.Путин, этот проект является одним из государственных приоритетов, который нужно полностью обеспечить необходимыми ресурсами, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.
"Работа по боевому самолету пятого поколения - комплексу ПАК ФА (Перспективный авиационной комплекс фронтовой авиации) - это один из наших приоритетов, работа по которому должна быть, безусловно, обеспечена необходимыми ресурсами", - сказал В.Путин на совещании в Жуковском во вторник.