S&P: дайте банкам $40 млрд
Государство своей поддержкой спасло банковский сектор России от гибели, но ряд возможностей по перестройке системы был упущен, считают в агентстве S&P. Нужно срочно докапитализировать систему, пустив на это $40 млрд, считают эксперты. При этом они опасаются новой девальвации, которая может подкосить устойчивость банков
Cанкт-Петербург. 10 июля. IFX.RU - Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's (S&P) оценило действия российских властей по поддержке банковского сектора и пришло к выводу, что возможность для реформирования сектора во многом упущены, заявила журналистам директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса S&P Екатерина Трофимова в кулуарах Банковского форума в Санкт-Петербурге.
По оценкам агентства, чтобы не допустить усугубления ситуации, властям важно принять срочные меры по докапитализации сектора, на что в ближайшие три года даже по базовому сценарию может потребоваться до $40 млрд.
Пожар потушен
С осени прошлого года агентство S&P говорило о складывающейся тенденции ухудшения состояния российских финансовых институтов в связи с мировым финансовым кризисом. С тех пор прошел уже почти целый год, и теперь оно констатирует: сохранить стабильность в секторе помог один ключевой фактор - беспрецедентный объем господдержки.
"Государственные средства позволили сохранить работоспособность банковской и даже платежной системы. Средства государства сгладили негативное влияние на рейтинги, но они помогают банкам исключительно поддерживать ресурсную базу и ликвидность", - сказала Е.Трофимова.
Агентство напоминает, что до сих пор власти поддерживали банки, в основном, выделяя им субординированные кредиты. "Субординированные кредиты имеют низкую степень абсорбирования потерь. Банки не могут с помощью таких вливаний списывать проблемную задолженность, потому что их надо возвращать", - пояснила она.
Меры по докапитализации банков с помощью выпуска ОФЗ и обмена их на привилегированные акции S&P называет более качественным способом поддержки. Однако, добавила Е.Трофимова, и с помощью ОФЗ оживить кредитование нельзя. "Это не живые деньги, а возможность привлекать короткую ликвидность через сделки репо", - отметила она.
Таким образом, по мнению S&P, власти до сих пор не приняли необходимых шагов для решения более серьезной проблемы - рекапитализации банков. "Необходимы усилия по более быстрому наращиванию капитала первого уровня - как со стороны государства, так и со стороны частного сектора, в условиях резкого сокращения реального экономического капитала (капитал за вычетом проблемных кредитов, которые не покрыты резервами на 100%)", - сказала Е.Трофимова. На докапитализацию российских банков, по оценкам S&P, даже по базовому сценарию в ближайшие три года потребуется до $40 млрд.
Критическая граница
Появляющиеся бреши в капитале банков требуют от властей и частных инвесторов срочных мер. По оценкам агентства, объем реальной проблемной задолженности с учетом реструктурированных ссуд составляет уже 20% кредитного портфеля российских банков. Хотя на реструктурированные кредиты приходится более половины этой доли, данные по просрочке значительно отличаются от статистики ЦБ РФ, согласно которой объем просроченной задолженности на 1 июля составляет 3,9%. "На нижней точки глубокой рецессии объем просроченных ссуд может достичь и 40% при сохранении текущего уровня государственной поддержки", - считает Е.Трофимова.
По ее словам, Россия еще далека от этой нижней точки. При этом, российская банковская система по-прежнему зависит от объема выделяемых государственных средств. "Если упадет уровень господдержки, то уровень просрочки может достигнуть и 60%", - сказала она.
Без оглядки на запад
S&P констатирует, оценивая уже предпринятые российскими властями шаги: российские банки не выйдут из кризиса более сильными. "Упущен момент для реорганизации системы. Экономическая эффективность мер по поддержке некоторых банков является спорной", - подчеркнула Е.Трофимова.
Она привела в пример опыт Турции, где кризис начала 2000-х годов оздоровил банковскую систему, в частности, и через болезненные банкротства банков.
Российские банки, считает агентство, заняли позицию, которая направлена на максимальное сокрытие существующих потерь. "Выжидание может быть оправдано в краткосрочном периоде, но, например, опыт Казахстана показывает, что в долгосрочном периоде это может привести к необратимым потерям", - сказала Е.Трофимова, напомнив, что в Казахстане стратегии выжидания хватило на 1,5 года, а затем 35% банковской системы рухнуло. В связи с этим агентство считает важным, чтобы российские власти проводили более глубокие банковские реформы.
Опасности осени
S&P считает маловероятным повторение сценария развития событий осени 2008 года в банковском секторе. Однако рейтинговое агентство будет внимательно следить за ситуацией в секторе осенью-зимой этого года. "Неопределенность связана с курсом рубля. Если будет второй виток девальвации, то это сильно подкосит ликвидность и качество активов российских банков. Для нас вопрос девальвации остается открытым. Необходимость нового этапа девальвации будет зависеть от ряда внешних факторов, в частности, цен на нефть, по которым нет ясного прогноза", - добавила Е.Трофимова.
Помимо этого, на осень приходится большой объем погашений долговых обязательств российских банков и компаний, что также может стать причиной шока, считают в агентстве.
Впрочем, определенный запас прочности у российских банков еще есть. "Пока лишь у некоторых банков были снижения рейтингов на 1-2 ступени по сравнению с докризисным. В среднем уровень рейтинга банков находится в категории "В", что вполне достойно на фоне других схожих банковских систем", - отметила Е.Трофимова.
Впрочем, добавила эксперт, состояние банков продолжает ухудшаться. "В ближайшие 12-17 месяцев массовых дефолтов удастся избежать, хотя отдельные случаи неизбежны", - сказала она.