Минфин против отмены накопительной пенсии
Минфин приготовил для правительства проект "Основных направлений долговой политики". Чиновники предлагают "занимать и сберегать" на черный день, отказаться от выдачи госгарантий, пустить на рынок иностранных инвесторов и ни в коем случае не отменять накопительную часть пенсии
Москва. 5 октября. FINMARKET.RU - 11 октября кабинет министров должен обсудить ежегодно обновляемую долговую доктрину, проект которой уже подготовили в Минфине. Правительству предложено стать рачительней, аккуратней занимать в ближайшие три года и перестать тратить собственные деньги на гарантии промышленным и оборонным предприятиям. "Финмаркету" удалось ознакомиться с проектом.
- Чиновники хотят занять почти четыре триллиона рублей за три года
- 1,8 трлн из них пойдут в Резервный фонд, объем которого, благодаря этому, достигнет в 2015 году почти 5% ВВП.
- Сейчас рынок госдолга слишком волатильный, и, чтобы доходность по российским облигациям не росла, несмотря на увеличение объема заимствований, нужно пустить на него иностранцев, доля которых на рынке ОФЗ должна составлять не меньше 10%.
Пока этого не случилось, рынок стабилизируют только пенсионные накопления граждан, которые Внешэкономбанк инвестирует в ОФЗ. Поэтому отменять накопительную часть пенсии нельзя ни при каких условиях, пишет Минфин.
Четыре триллиона за три года, чтобы пополнить Резервный фонд
- В 2013-2015 годах Минфин предлагает правительству занимать на внешних и внутренних рынках примерно по триллиону-полтора в год: 1,4 трлн, 1,1 трлн и 1,4 трлн руб. соответственно. Размер федеральных заимствований к ВВП, таким образом, будет сокращаться. Ранее предполагалось в 2013-2014 годах занимать по 2,3-2,5 трлн руб.
- Несмотря на более скромные объемы заимствований, к концу 2015 года госдолг с нынешних 5,8 трлн руб. (четверть - это внешние долги) вырастет до 11,1 трлн руб. или 13,4% ВВП.
- На внешних рынках в ближайшие три года предполагается занимать примерно по $7,5 млрд ежегодно, правда, в ценах 2012 года (ранее планировалось около $6,5 млрд). То есть, порядка 80% заимствований будут осуществляться на внутреннем рынке. Но общий внешний долг все-таки будет расти: примерно по $5 млрд в 2013-2014 и на $3 млрд в 2015 году.
- В 2014 году на погашение долгов Минфин предлагает направить 50% взятых взаймы денег, в 2015 на это пойдет 70% займов.
- Размеры заимствований будут значительно больше бюджетного дефицита. Минфин, в общем, и не скрывает, что за счет займов намерен пополнять Резервный фонд. В него пойдет более 370 млрд в следующем году, почти 600 млрд в 2014 и около 820 млрд - в 2015 году. К этому времени его размер достигнет почти 5% ВВП. Ранее к 2014 году правительство хотело отказаться от пополнения Резервного фонда.
Никаких госгарантий для промышленности
Такую политику - занимать, чтобы копить - в Минфине называют "занимай и сберегай". Чиновники ведомства надеются, что она понравится иностранным инвесторам. Чтобы они поверили в правдивость намерений, Минфин предлагает правительству очень осторожно подходить к вопросу выдачи госгарантий, вокруг которого в правительстве снова ломают копья.
Уже предоставленные гарантии начинают беспокоить бюджет: в 2013 году за недобросовестных заемщиков, пользовавшихся поддержкой государства, по расчетам Минфина, придется отдать 58,3 млрд руб., в 2014 - 89,6 млрд, в 2015 - 160 млрд руб. И эти суммы будут стремительно нарастать, предупреждают авторы долговой доктрины, так как обязательства имеют долгосрочный характер - до 30 лет.
- По этой причине Минфин предлагает постепенно сворачивать в ближайшие годы практику предоставления госгарантий. Если на 2012 год объем вновь взятых обязательств запланирован в 947 млрд руб., то к 2015 году он должен составить 130 млрд руб.
- Минфин хочет отказаться от практики выдачи "уникальных, нестандартных гарантий", а также для планово-убыточных проектов и более справедливо распределить риски между государством и получателем гарантии.
- В ведомстве считают, что нужно давать гарантии по инвестиционным проектам и предприятиям оборонно-промышленного комплекса только при их удовлетворительном финансовом состоянии, с таким условием, что менеджмент компаний полностью откажется от получения бонусов.
Впрочем, следует отметить, что это - не новые идеи Минфина, а положения, переписанные из текста прошлогодней доктрины. Пока правительство, судя по всему, не готово отказываться от такого инструмента, как гарантии, чиновники даже обдумывыют возможность его больше широкого использования.
Волатильность рынка снизят нерезиденты
Одной из главных проблем рынка государственного долга Минфин считает его чрезмерную волотильность. Это отпугивает крупных институциональных инвесторов, которые не могут достоверно планировать свою деятельность.
- Доходность российских государственных долговых бумаг стабильно снижается (в среднем за три последних года 7,55% годовых), но все еще втрое превосходит доходность казначейских облигаций США (2,45% за тот же период). Стандартное отклонение стоимости в эти годы по российским ОФЗ составила 1,02%, а по американским бумагам - 0,57%.
- До 2011 года основной спрос на бумаги госдолга был со стороны крупных госбанков. В 2012 году их круг удалось расширить за счет частных российских банков и дочек иностранных. Однако 15% активов все равно находится под управлением Внешэкономбанка, который размещает в них пенсионные накопления. Отказ от накопительной части пенсий способен обрушить рынок ОФЗ, резко сбив на них цену на межбанковском рынке, предупреждают в Минфине.
- К тому же это будет означать, что на российский рынок госбумаг так и не выйдут негосударственные пенсионные фонды с активами, уже превышающими 1 трлн руб., "экспортеры нефти, газа и сырьевых товаров", и солидные иностранные инвесторы. Зарубежные и российский финансовые рынки так и останутся разделены по принципу "долгосрочные инвесторы там, спекуулянты - здесь", предупреждают в Минфине.
- Рынок ОФЗ надо решительнее открывать для нерезидентов. По мнению Минфина, с принятием закона "О Центральном депозитарии" сложились условия для допуска международных депозитарно-клиринговых центров на российский рынок. Основными противниками этого являются "дочки" иностранных банков, "фактически монополизировавшие расчеты по российским ценным бумагам". Они грозят массированным оттоком операций с ценными бумагами отечественных эмитентов за рубеж. Минфин уверен, что если это и произойдет, то будет продолжаться недолго и не причинит рынку госдолга значительного ущерба.
- Зато нерезиденты смогут занять в среднесрочной перспективе до 10% рынка ОФЗ, а в дальнейшем - до четверти. Это снизит доходность облигаций (а следовательно, и расходы государства на обслуживание внутреннего долга) на 1%.
Владимир Крейндель, старший аналитик Института финансовых исследований
"По хорошему такие документы должно готовить профессиональное Росфинагентство (законопроект о его создании только внесен в Госдуму в середине сентября - "Финмаркет"). Все эти годы у Минфина была только одна долговая политика - переместить долг с внешнего на внутренний. Никаких попыток использовать этот инструмент для решения каких-то внутренних проблем, например, пенсионной реформы.
Наш рынок государственных долговых бумаг остается убогим, а долговая политика - неактивной и консервативная. Очень мало видов гособлигаций. Фактически, нет доступа к ним частных инвесторов - физических лиц. Хотя они многим могут нравиться. Это было доступно даже в советские времена. Нет облигаций, привязанных к инфляции: этот инструмент мог бы быть очень интересен для сохранения пенсионных накоплений. Потенциал для развития нашего долгового рынка - гигантский.
Сомнительной представляется политика наполнения за счет заимствований Резервного фонда. Разумно это делать за счет нефтяных сверхдоходов. Получается, что мы занимаем дорого, а размещаем дешево. И наши компании никогда не смогут на внешних рынках занять под тот процент, под который казна размещает там наш Резервный фонд. Понятно желание иметь некую заначку на черный день, но, на самом деле, при более грамотной долговой политике можно было бы иметь больший результат".
Игорь Беляков, Экономическая экспертная группа
"При ухудшении условий заимствования, будем брать деньги на существенно худших условиях, чем это можно сделать при хорошей конъюнктуре. Разница может оказаться гораздо больше, чем экономия на процентах по ОФЗ.
Кроме того, в развитии заимствований есть и другие цели. Гособлигации являются важным инструментом ликвидности, особенно в условиях кредитного сжатия на международных рынках.
С одной стороны, наш финансовый рынок действительно очень слабо развит. Но, с другой стороны, это страхует нас от рисков, которые связаны с сложными финансовыми инструментами.
Шаги по развитию финансового рынка делаются. В частности, в рамках международного финансового центра в Москве. Например, допуск иностранных инвесторов на рынок внутреннего госдолга является общепринятым международным стандартом. Но более подробное рассмотрение этой темы показало, что может быть нежелательный отток капитала. Не в смысле платежного баланса, а для развития отечественного финансового рынка: наша ликвидность может перетечь на западные площадки. У нас и так ее немного".