Шопоголики на 600 миллиардов
К концу 2010 года россияне потратят в Интернете 600 млрд рублей. Прогнозируется, что к 2012 году эта сумма увеличится до 800 млрд рублей
Москва. 2 ноября. FINMARKET.RU - Россияне все чаще выходят за покупками во Всемирную сеть. Как отмечается в исследовании, совместно подготовленном КБ "Ситибанк" и Google Россия, кризис придал ускорение развитию отечественного рынка онлайн-покупок. Выросло число пользователей, объем транзакций, количество магазинов и предлагаемых категорий товаров. В результате в 2010 году, по оценке аналитиков "Ситибанка", общий объем интернет-покупок, оплаченных банковскими картами, в России составит около 600 млрд рублей.
Отметим, что в сравнении с оценками других экспертов такой прогноз выглядит весьма оптимистично. Как заявлял ранее руководитель проекта ФОМ "Мир Интернета" Павел Лебедев, в настоящее россияне тратят на покупки в сети Интернет около 15 млрд рублей ежемесячно. Несложно подсчитать, что за год траты, в таком случае, составят 180 млрд рублей. Весной текущего года ФОМ прогнозировал, что при сохранении текущей ситуации в экономике в этом году россияне потратят на покупки в Интернете от $5,3 млрд до $6 млрд. По верхней планке этого диапазона расходы при текущем курсе составляют все те же 180 млрд.
Между тем, по прогнозу "Ситибанка", к 2012 году объем российского рынка электронных платежей и покупок превысит 800 млрд рублей. "Динамика роста объема интернет-покупок в денежном выражении, как и увеличение количества платежей, значительно опережает обычные розничные покупки, при этом средняя величина покупки в Интернете составляет 2500 рублей", - отмечается в исследовании.
"Наш опыт работы на развитых рынках показывает, что банковские карты являются универсальным и наиболее распространенным инструментом оплаты покупок в Интернете, - отмечает директор департамента кредитных продуктов "Ситибанка" Михаил Бернер. - По мере дальнейшего распространения Интернета и банковских карт в регионах, а также развития интернет-торговли, покупки в Интернете будут становиться все более популярными, ведь они существенно экономят время и деньги потребителя".
Лидерами по числу интернет-покупок и поисковых запросов Google по слову "купить" являются Москва и Санкт-Петербург, отмечают эксперты, однако в ближайшие годы более высокие темпы роста покажут города-миллионники. Наибольшую активность в сети демонстрируют молодые образованные россияне, в том числе менеджеры среднего звена и владельцы собственного бизнеса. При этом любители интернет-покупок в среднем зарабатывают на 30% больше, а тратят больше на 65%.
Треть всех трат во Всемирной сети (34,8%) приходится на авиабилеты. Кроме того, в пятерку покупок - лидеров по объему затраченных средств входят железнодорожные билеты (12,9%), услуги туристических агентств (7,2%), оплата услуг связи (6,3%) и электронная торговля/оплата информационных услуг (3,3%).
Самым быстрорастущим запросом пользователей Google в России со словом "купить" является "купить авто". "Такой запрос почти никогда не приводит к онлайн-тразакции, однако показывает стремление потенциального покупателя провести онлайн-исследование, прежде чем совершить покупку offline", - говорится в обзоре.
В целом же интерес россиян к покупкам во Всемирной сети растет. Так, с начала прошлого года популярность запроса "купить" выросла в два раза, а запрос "купить онлайн" стал популярнее втрое.
"Сегодня более 40 миллионов россиян пользуются Интернетом, и почти все они используют Сеть для поиска товаров и услуг. В то же время стремительно растёт и рынок электронной коммерции, - подчеркивает директор по маркетингу Google в России Константин Кузьмин. - Очевидно, что в скором будущем Интернет станет не просто точкой пересечения покупателей и рекламодателей, но и одним из основных мест совершения покупок и оплаты услуг. Компании, не использующие все возможности торговли в Интернете сегодня, просто не смогут быть конкурентоспособными завтра".
По данным исследования PricewaterhouseCoopers "Интернет-торговля в России. Продвижение компаний в социальных медиа", 49% россиян, покупающих товары через интернет, предпочитают оплачивать товары с помощью систем электронных платежей, и лишь 20% - с помощью банковских карт.
По данным платежной системы "Яндекс.Деньги" (крупнейшая электронная платежная система в рублевом сегменте интернета), пять наиболее востребованных в 2009 и 2010 гг. товаров и услуг, за которые платили посредством данной системы, были следующими: онлайн-развлечения (игры, музыка, кино и платные сервисы в соцсетях), услуги связи (интернет, мобильная связь и IP-телефония), товары в многотоварных интернет-магазинах, компьютерная техника и гаджеты.
При этом можно отметить несколько интересных тенденций в покупательских предпочтениях пользователей.
Так, сильно вырос средний чек на авиабилеты. Хотя билеты не входят в пятерку самых популярных платежей пользователей "Яндекс.Деньги", но расходы на авиаперелеты за последний год увеличились в 1,5 раза. Помимо этого в 2010 г. пользователи Яндекс.Денег стали больше тратить на мобильную связь. В октябре 2009 г. средний чек на мобильную связь уменьшился примерно на 14% к октябрю 2008 г. (с 195 руб. до 168 руб.), но к сегодняшнему моменту он обогнал показатели 2008 года на 5%. (вырос до 205 руб.).
Значительно увеличилось число пользователей, которые платят за сервисы в социальных сетях, которое от единиц тысяч в 2008 г. возросло до десятков тысяч в текущем.
Посетители "Яндекс.Маркета" (сервис для поиска, выбора и покупки товаров) в октябре 2010 г. больше всего просматривали карточки товаров в следующих товарных категориях: сотовые телефоны (21% просмотров), ноутбуки (6%), цифровые фотоаппараты, телевизоры с плазменными панелями и автомобильные шины (по 4% на каждую категорию). В последние три года этот ТОП-5 не менялся, только ноутбуки переместились с четвертого места в октябре 2007-го на 2-е – в октябре 2010-го.