ФАС проверит "Ашан" на пластик

ФАС России изучает ситуацию, когда покупатели могут расплатиться за покупки в ООО "Ашан" по пластиковым картам только одного банка. Правда, само ведомство пока не разобралось, есть тут нарушения или нет

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 24 ноября. IFX.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает, что при реализации так называемых ко-брендинговых проектов, которые зачастую совместно реализуются торговыми сетями и банками, нарушается антимонопольное законодательство. В частности, ФАС изучает ситуацию, когда покупатели, желающие расплатиться за покупки в ООО "Ашан" пластиковыми картами, могут пользоваться услугами только одного банка - "КредитЕвропаБанк". Правда, похоже, само антимонопольное ведомство пока не определилось, есть ли тут нарушения, и намерено посоветоваться с крупнейшими банками.

Как пояснил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, ко-брендинг - это кооперация брендов, объединение компаний для взаимовыгодного сотрудничества и получения преимуществ в конкурентной борьбе. Соединение интересов банка и организации-партнера в ко-брендинговом проекте приводит к появлению карточных продуктов с дополнительными возможностями, такими как скидки и различные бонусы. Самыми распространенными примерами являются ко-брендинговые проекты банков с авиакомпаниями, телекомпаниями и операторами платного телевидения, операторами сотовой связи, торговыми сетями, АЗС.

"В настоящее время мы изучаем сотрудничество ООО "Ашан" и ЗАО "КредитЕвропаБанк", - сообщил А.Кашеваров в интервью "Российской бизнес-газете", опубликованном во вторник. Он пояснил, что в результате заключения двустороннего соглашения между торговой сетью и банком, клиенты "Ашана", желающие заплатить за покупки пластиковыми картами, вынуждены пользоваться услугами только ЗАО "КредитЕвропаБанк".

"ФАС усматривает признаки ограничения конкуренции в заключенном между торговой сетью "Ашан" и ЗАО "Кредит ЕвропаБанк" соглашении об обслуживании держателей банковских карт, поскольку к оплате в магазинах принимаются банковские карты только одного банка", - рассказал чиновник. По его словам, клиенты торговой сети "Ашан" обращаются в ФАС с просьбой разобраться в данной ситуации, ведь на лицевой стороне пластиковых карт, принимаемых к оплате, помимо логотипа "Ашан" и "БА финанс" размещен еще и логотип VISA. Однако покупатели, которые также являются держателями банковских карт, принадлежащих платежной системе VISA, но выпущенных другими банками, не могут расплатиться своими карточками в магазинах торговой сети "Ашан".

Правда, поспешил оговориться А.Кашеваров, "ущемление прав потребителей не всегда является прямым свидетельством нарушения закона о защите конкуренции". "Необходимо отметить, что жалобы кредитных организаций на условия сотрудничества ООО "Ашан" и ЗАО "КредитЕвропаБанк" по выпуску ко-брендинговых банковских карт в ФАС не поступали", - заявил чиновник, тут же, впрочем, заметив, что данное обстоятельство не свидетельствует о том, что взаимодействие данных компаний может быть признано однозначно допустимым с точки зрения антимонопольного законодательства.

Не в силах само разобраться в ситуации с выпуском и обслуживанием ко-брендинговых кредитных карт, антимонопольное ведомство решило обратиться за советом в кредитные организации. Как сообщил А.Кашеваров, ФАС разослала анкеты в крупнейшие российские банки, включая Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк, Банк Москвы и Райффайзенбанк. Банкам в анкете предлагается ответить на ряд вопросов, в том числе о том, какие условия соглашений о выпуске ко-брендинговых карт могут привести к ограничению конкуренции, допустимо ли заключение эксклюзивных ко-брендинговых соглашений, различны ли последствия для конкуренции в случае заключения таких соглашений с небольшой компанией и партнером, имеющим существенную долю на рынке. "Если выяснится, что большинство банков считают недопустимой ситуацию, при которой в результате заключения соглашения о выпуске ко-брендинговых карт потребители могут оплачивать данные товары (услуги) только с помощью ко-брендинговой кредитной карты, у ФАС появятся основания для начала официальной процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства", - подчеркнул А.Кашеваров.

Он также отметил, что фактически операции по ко-брендинговым картам торговой сети "Ашан" осуществляются без участия платежной системы VISA. Это позволяет ООО "Ашан" исключить дополнительные затраты по возмещению расходов соответствующего банка, связанных с оплатой услуг платежных систем-посредников, тем самым не прибегая к увеличению стоимости реализуемых товаров. Подобная схема соответствует политике дискаунта, проводимой ООО "Ашан", и одновременно предоставляет потребителям возможность оплачивать товары в безналичном порядке. Насколько такая практика соответствует требованиям добросовестной конкуренции на рынке, станет ясно после заседания Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, который пройдет 27 ноября и где будут обсуждаться взаимоотношения компаний и банков в рамках ко-брендинговых проектов, заключил А.Кашеваров.

Новости по теме

Штрих-код подвел под ФАС

Новости