Академик РАН объяснил, почему пожары под Чернобылем не опасны для людей
Москва. 22 апреля. INTERFAX.RU - Даже если все леса вокруг Чернобыля сгорят, предельные уровни радиации, которые получат жители России, Белоруссии и Украины, не будут представлять угрозы, заявил научный руководитель Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (ИБРАЭ), академик Леонид Большов.
"Мы подробно анализировали украинские данные, которые были переданы в МАГАТЭ в апреле этого года (...), и там совершенно ничтожные уровни (радиации - ИФ) и для России, и для Киева, да, в общем, и для площадки Чернобыльской АЭС. Понятно, что образ - радиоактивность с пожаром поднимается в воздух и (ее - ИФ) несет на населенные пункты - он страшен, но, когда смотришь на цифры, оказывается, что страх совершенно неуместен", - сказал Большов на пресс-коференции в среду.
По его словам, эксперты ИБРАЭ проанализировали самый неблагоприятный сценарий с пожарами: весь лес сгорел, и "вся радиоактивность, которая там осела", попала в атмосферу. "Для окружающей территории заметного ущерба такой предельно совершенно сценарий не представил", - сказал Большов.
Академик пояснил, что здесь играют роль два фактора. Во-первых, общий уровень загрязнения в брянских и украинских лесах, находящихся в пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС зоне, невысокий - "несколько кюри на 1 кв. км".
Люди, живущие в лесах с уровнем радиоактивности в 1 кюри на 1 кв. км, получают около 1 мЗв в год (примерно столько же получает человек, прошедший два флюорографических исследования), пояснил академик. Большов подчеркнул, что этот уровень не превышает международных нормативов.
Во-вторых, имеет место разбавление. Во время пожара, отметил Большов, радиоактивных веществ в воздух выделяется больше, чем это произошло бы при жизни в лесу. Но далеко не все, что выделилось при горении и попало в воздух, потом влияет на человека за километры от места пожара. "Это не то, что поднялось, перенеслось и ровно так же упало. Оно разбавляется", - сказал ученый.
Чернобыльские пожары
Пожар в зоне отчуждения и безусловного (обязательного) отселения Чернобыльской АЭС начался 4 апреля у села Владимировка Котовского лесничества и быстро охватил 20 га леса. Через несколько дней пожар дошел до города Припять и опасных объектов зоны отчуждения. 13 апреля ситуация ухудшилась из-за шквального ветра, огонь стало сложно контролировать. Кроме того, огонь приблизился к промплощадке нового безопасного конфайнмента (НБК) ЧАЭС на расстояние около 500 м.
С огнем помог справиться дождь. Однако 16 апреля апреля пожар снова возобновился. На следующий день украинские спасатели сообщили о продолжающемся тлении травы в Чернобыльской зоне.