У Земли Франца-Иосифа нашли затонувшую в 1881 году английскую шхуну "Эйра"
Москва. 7 сентября. INTERFAX.RU - Экспедиция "Открытый океан: архипелаги Арктики-2017. По следам двух капитанов" обнаружила на юге архипелага Земля Франца-Иосифа затонувшую английскую шхуну "Эйра". Об этом сообщил со-руководитель экспедиции Александр Чичаев на пресс-конференции в Мурманске в четверг.
Проект "По следам двух капитанов" посвящен поиску шхуны "Святая Анна" экспедиции знаменитого полярного исследователя Георгия Брусилова, пропавшего в 1910-х годах. Однако из-за тяжелой ледовой обстановки в августе яхта "Alter Ego" российской мемориальной экспедиции провела продолжительное время у мыса Флора, что натолкнуло путешественников на мысль поискать место гибели другого судна - британской шхуны "Эйра".
На "Эйре" английский исследователь и путешественник Бенджамин Ли Смит, открывший несколько островов архипелага, собирался продолжить изучение Земли Франца-Иосифа и ее природы. В августе 1881 года у мыса Флора льды затерли "Эйру" и судно затонуло, а Ли Смит и члены его экспедиции стали первыми путешественниками, которые остались там на зимовку. Вынужденная остановка на мысе Флора продлилась десять месяцев, на протяжении этого времени экспедиция продолжала вести наблюдения и собирать ценные для науки материалы.
Место гибели шхуны "Эйра" было задокументировано в дневнике Ли Смита, но до настоящего времени никто из полярников не находил точное место крушения.
"Мы увидели и нашли судно английского исследователя Бенджамина Ли Смита, судно "Эйра". Я уверен в этом на 100%, хотя мы, конечно, не проводили специальных исследований, мы технически не могли этого сделать, но набор той информации и тех признаков (которые известны о месте гибели шхуны - ИФ), однозначно (свидетельствуют - ИФ), это она", - рассказал Чичаев.
Затонувшее английское судно было обнаружено на глубине около 20 метров при помощи многолучевого эхолота. Съемка подводной камерой позволила установить, что размеры деревянной шхуны - 10 на 50 метров.
В дальнейшем для достоверности потребуется обследование с подводным погружением.
"Мы хотим это сделать, но это сложный и довольно трудоемкий процесс, финансово тоже очень затратный. Место, в котором она (шхуна - ИФ) затонула, не очень удобно для подводных работ", - отметил Чичарев.
Российские путешественники еще не сообщали о своем открытии английским коллегам.
Исследователи не исключают, что в будущем будет обсуждаться подъем шхуны на поверхность и ее музеефикация. Однако для такой процедуры потребуется соблюдение административных регламентов и, в первую очередь, согласие специалистов, которые оценят степень разрушения судна за прошедшие 136 лет.
"За последние годы очень много кораблей первоисследователей было найдено: "Террор", "Эребус", в Карском море фирма "Фертоинг" нашла сразу много кораблей, включая "Марину Раскову". Наверное, нужно смотреть на опыт людей, которые уже столкнулись с этим в Арктическом районе, и нужно понимать, что разрушение кораблей под водой здесь происходит иначе, не как в Средней полосе, это айсберги, постоянно перепахивающие дно, течение, с другой стороны холодная вода выступает как консерватор и сохраняет их", - пояснил Чичаев.
Международный интерес, надеются члены экспедиции, поможет привлечь все необходимые ресурсы для дальнейшей работы с "Эйрой".