Важно
Путин: После ударов ракетами ATACAMS и Storm Shadow региональный конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Международный отчет о причинах крушения "Боинга" в Донбассе. Обобщение

Следователи в очередной раз заявили, что лайнер был сбит с подконтрольных ополченцам территорий, но обвинять Россию в причастности к этому не стали; расследование продлено до 2018 года

Международный отчет о причинах крушения "Боинга" в Донбассе. Обобщение
Доклад Международной группы следователей по делу о крушении малайзийского "Боинга"
Фото: epa/vostock-photo

Москва. 28 сентября. INTERFAX.RU - Сегодня международная группа следователей, занимавшаяся расследованием крушения малайзийского "Боинга" под Донецком летом 2014 года, обнародовала свои выводы о причинах катастрофы. По ее мнению, самолет сбили с подконтрольной ополченцам территории ракетой зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук", который был привезен в Донбасс из России и затем возвращен обратно.

Тем не менее, конкретных виновников трагедии следователи не назвали. По их словам, это еще предстоит выяснить, и поэтому официальных заявлений о причастности России к крушению рейса МН17 и гибели 298 человек на пресс-конференции не прозвучало. В итоге работа международной следственной группы была продлена до начала 2018 года.

В международную группу, ведущую расследование крушения МН17, входят эксперты из Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины. Руководит группой представитель Нидерландов.

Российский "Бук"

Глава департамента расследований полиции Нидерландов Гилберт Паулиссен заявил на пресс-конференции, что ракета 9М38 была запущена из района Первомайского, который в тот момент контролировался ополченцами. По его словам, это подтверждают спутниковые данные, полученные от США и от Европейского космического агентства. По его словам, использованный для запуска ракеты ЗРК "Бук" был привезен на восток Украины из России, а затем возвращен обратно.

Генпрокурор Нидерландов и координатор следствия Фред Вестербеке в свою очередь подчеркнул, что следователи исключают два сценария трагедии - техническую неисправность и теракт на борту лайнера. Кроме того, по его словам, в момент крушения рядом с малайзийским "Боингом" других летательных аппаратов не было.

Сотня людей под подозрением

Вестербеке добавил, что международной группе следователей известно о 100 людях, которые причастны к пуску ракеты и транспортировке ЗРК "Бук". Он пояснил, что эти люди не являются автоматически подозреваемыми, и чтобы объявить их таковыми следователям нужно установить всю цепочку команд - от кого исходил приказ о запуске ракеты и как он передавался. "Это уже позволит определить, кто из вовлеченных будет подозреваемым, а кто свидетелем", - сказал генпрокурор.

Он отдельно подчеркнул, что международная группа пока не делает заявлений о причастности России к крушению малайзийского "Боинга". По словам координатора следствия, работа международной следственной группы продлена до начала 2018 года.

ДНР отвергает обвинения

В самопровозглашенной Донецкой народной республике назвали бессмысленными обвинения в свой адрес, прозвучавшие на пресс-конференции международной группы следователей. "Такого рода систем ПВО на нашем вооружении не было, ни систем, ни специалистов. Поэтому сбить "Боинг" мы не могли", - заявил "Интерфаксу" заместитель командующего оперативным командованием "Донецк" Эдуард Басурин. Он назвал уничтожение гражданского самолета бессмысленным и "безумством".

Басурин заявил, что международная комиссия уже второй раз делает неправильные выводы, так как ее специально заводят в тупик. По его словам, американская сторона уже два года не показывает якобы имеющиеся у нее снимки со спутников - доказательства того, что самолет был сбит с территории ополченцев, а Украина не предоставляет свои данные о нахождении самолетов в воздухе в момент трагедии.

Басурин также предположил, что "Боинг" мог быть сбит ракетой комплекса "Бук", находящегося на вооружении украинской армии. "На вооружении Украины с советских времен остались такие комплексы. Это мог быть один из них", - сказал он.

Украина осталась довольна

По оценке МИД Украины, обнародование информации о маршруте следования ЗРК "Бук", из которого был сбит "Боинг", говорит о причастности РФ к гибели лайнера.

"Новый и крайне важный элемент сегодняшнего доклада - информация о маршруте, которым оружие попало из России на территорию Украины и было вывезено в обратном направлении через контролируемый лишь россиянами и их боевиками участок украинско-русской границы. Это еще раз указывает на непосредственную причастность государства-агрессора к сбиванию самолета", - говорится в заявлении украинского внешнеполитического ведомства.

Позиция российской стороны

Первые выводы экспертов

13 октября 2015 года комиссия Совета безопасности Нидерландов, которая занималась расследованием причин катастрофы лайнера, опубликовала доклад, в котором говорилось, что самолет был сбит ракетой класса "земля - воздух", выпущенной из ЗРК "Бук".

В тот же день гендиректор концерна ПВО "Алмаз-Антей" Ян Новиков со ссылкой на собственное расследование заявил, что ракета была пущена в сторону "Боинга" не из Снежного, а из населенного пункта Зарощинское, который на тот момент контролировали украинские военные.

За два дня до обнародования результатов международного расследования, 26 сентября, российские военные заявили, что расположенный в Ростовской области радиолокационный комплекс "Утес-Т" не засек приближения к каких-либо воздушных объектов из восточных районов Донбасса, контролировавшихся ополчением, например, из населенного пункта Снежное. По словам начальника Радиотехнических войск ВКС РФ Андрея Кобана, радиолокатор у поселка Усть-Донецкий зафиксировал только два гражданских лайнера поблизости от малайзийского самолета.

При этом российские ВКС располагают данными о том, что в районе катастрофы "Боинга" в Донбассе находились средства ПВО Украины. И, по мнению Кобана, "тот факт, что Украина до сих пор не обнародовала информацию с РЛС, позволяет предположить, что место пуска ракеты - если это был "Бук" - находилось на территории, подконтрольной Вооруженным Силам Украины".

В тот же день официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков заявил, что из-за позиции Украины, которая не предоставляет данные о расположении своих расчетов ЗРК "Бук" в день катастрофы, переговорах диспетчеров, об активности своих РЛС и работе украинских систем ПВО, расследование "идет по ложному следу - от противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и, как следствие, места ее запуска". Он пообещал, что Россия передаст Голландии неопровержимую информацию, касающуюся катастрофы "Боинга".

Песков направляет с неточностями к военным

После брифинга в Минобороны РФ украинский журналист спросил пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, почему, согласно обнародованным в понедельник данным, на момент трагедии возле лайнера не было зафиксировано других самолетов, хотя ранее заявлялось, что возле него был замечен украинский Су-25.

Песков переадресовал этот вопрос военным - специалистам, "которые разбираются в показаниях радаров". Позднее он добавил, что "первичные показания - это картинка, которая несет очень много информации технического характера", а "показания радаров чистые и показания первичные - это совершенно разные картинки".

Позднее он заявил, что первичные данные с российских РЛС однозначно указывают на то, что ракета, предположительно ставшая причиной крушения "Боинга", была пущена с территории, не контролировавшейся ополченцами Донбасса. "Если была бы ракета, она могла бы быть пущена только с иной территории. Я в данном случае не утверждаю, с какой. Это дело специалистов", - сказал Песков, подчеркнув, что это "не гипотеза, а однозначные данные, зиждящиеся на первичных данных радаров".

Крушение "Боинга" под Донецком

Лайнер "Боинг-777" авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по курсу Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит в воздушном пространстве над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту находились 298 человек, все они погибли. Из них - 192 подданные Нидерландов (один имел и гражданство США), 44 гражданина Малайзии, среди которых 15 членов экипажа, 27 граждан Австралии, 12 - Индонезии, 10 - Великобритании (один имел и гражданство ЮАР), четверо немцев и четверо бельгийцев, трое филиппинцев, один гражданин Канады и один - Новой Зеландии.

Для расследования трагидии 7 августа 2014 года была создана международная совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), в состав которой входят прокуроры и представители других правоохранительных органов Украины, Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии, а также представители Евроюста.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });