Ученые объяснили связь между лекарствами от изжоги и слабоумием
Москва. 11 мая. INTERFAX.RU - Американские ученые объяснили взаимосвязь между приемом ингибиторов протонной помпы (ИПП) и повышенным риском деменции, инфаркта миокарда и почечной недостаточности. Оказалось, что эти препараты вызывают преждевременное старение эндотелия сосудов, нарушая их функцию, пишет ресурс N+1 со ссылкой на журнал Circulation Research.
ИИП (омепразол, рабепразол, пантопразол и другие) широко применяются для лечения язвенной болезни желудка, гастро-эзофагеальной рефлюксной болезни (хронической изжоги) и других состояний с повышенной кислотностью желудочного сока. Эти препараты проникают в обкладочные клетки желудка и необратимо ингибируют в них протонный насос (протон-калиевую АТФазу), снижая синтез соляной кислоты. Во многих странах они отпускаются без рецепта как средство от изжоги и боли в желудке. В ряде исследований обнаружилась корреляция их приема с повышенной заболеваемостью деменцией (приобретенным слабоумием), инфарктом и почечной недостаточностью, но причинно-следственная связь выявлена не была, и никаких регуляторных мер по этому поводу не предпринимали.
Сотрудники Хьюстонского методистского исследовательского института, Института Скриппса и Бэлоровского колледжа медицины вырастили клетки эндотелия капилляров человека на питательной среде с добавлением ИПП эзомепразола в терапевтической концентрации. Выяснилось, что при длительном действии препарата нарушается действие протонного насоса лизосом — клеточных органелл, которые переваривают отслужившие структуры, очищая от них клетку. Это приводит к снижению кислотности содержимого лизосом и, как следствие, уменьшению активности их ферментов катепсина-В и фосфатазы.
Из-за нарушенной функции лизосом в эндотелиальных клетках накапливаются белковые агрегаты, мешающие клеткам нормально выполнять свои функции. В частности, в эндотелии синтезируется больше супероксид-аниона (активной формы кислорода, повреждающей биологические макромолекулы) и меньше оксида азота, необходимого для расширения сосудов. Также эзомепразол уменьшал пролиферацию эндотелиальных клеток, действуя на ингибитор клеточного цикла p21, и нарушал формирование из них капилляров на гелевой подложке.
Кроме того, препарат изменял уровень экспрессии десятков генов, общим итогом чего было ускоренное клеточное старение. В число этих генов входили шесть составных частей комплекса шелтерина (TRF1, TRF2, POT1, RAP1, TIN2 и TPP1), который поддерживает структуру и функции теломер. Под действием лекарства теломеры клеток укорачивались, что ограничивало их способность к пролиферации.
Поскольку от состояния и функционирования эндотелия зависит кровоснабжение органов и тканей, его преждевременное старение под действием эзомепразола является вероятной причиной повышенного риска поражения наиболее чувствительных органов — мозга, сердца и почек. На основании полученных данных исследователи порекомендовали фарминдустрии и надзорным органам пересмотреть специфичность действия и безопасность использования ИПП.