В Кембридже возродили к жизни 1000-летние песни
Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Доктор Сэм Барретт из Кембриджского университета реконструировал песни из манускрипта XI века. В субботу 23 апреля их исполнили в Кембридже впервые за 1000 лет. Страница из рукописи, по которой восстановили мелодии песен, была украдена из Кембриджского университета в XIX веке и в течение 142 лет считалась утерянной, сообщает сайт N+1.
Песни были частью трактата "Утешение философией", которое написал в 20-х годах VI века римский государственный деятель, философ и теоретик музыки Боэций. Его сочинение было одним из самых важных и читаемых произведений средневековья, его переводили на английский язык Чосер, автор "Кентерберийских рассказов", и королева Елизавета I.
Стихи и музыка из манускрипта Боэция "Утешение философией"
Come along to @pembroke1347 tomorrow to hear #sequentia perform #medieval #music for the first time in 1000 years: https://t.co/Y77qH9LIJM
— Cambridge Arts&Hums (@CamArtsHums) 22 апреля 2016 г.
Чтобы реконструировать песни из "Утешения философией", ученому из Кембриджа Сэму Барретту понадобилось более 20 лет кропотливой работы. Стихи из трактата были положены на музыку, записанную невмами в книге XI века "Кембриджские песни". Невмы — средневековые предшественники нот, не были нотами в современном понимании. По словам доктора Барретта, они указывали на рисунок мелодии и детали вокальной партии, но не задавали тон мелодии. Детали исполнения передавались устно, музыканты их просто запоминали, а в XII веке устная традиция была утрачена.
Манускрипт "Кембриджские песни" был создан в первой половине XI века в Германии и был последним томом антологии латинских текстов. Книга долгое время находилась в Кентербери, а в конце XVII века ее перевезли в университетскую библиотеку Кембриджа.
В 1840 году страница из книги, на которой были записаны стихи и невмы была утрачена. Германский студент вырвал лист из книги и вернулся с ним на родину. В течение 142 лет страница считалась утраченной, до тех пор пока в 1982 году ее случайно не нашла в библиотеке Франкфурта британский историк Маргарет Гибсон. "Без этого экстраординарного случая восстановить утраченные песни было бы намного труднее", — объясняет Барретт.
После того, как песни были реконструированы на 80 или 90 процентов, Барретт подключил к исследованию руководителя ансамбля средневековой музыки «Секвенция» (Sequentia) и проекта "Потерянные песни" Бенджамина Багби. Барретт и Багби протестировали теоретические выкладки Барретта на практике и реконструировали звучание музыкальных инструментов того времени. Ансамбль "Секвенция" стал первым исполнителем восстановленных песен.