Русская бондиана в тени Карла Маркса
В прокат выходит фильм Владимира Бортко "Душа шпиона"
Москва. 8 октября. INTERFAX.RU - Вчера в московском кинотеатре "Октябрь" прошла премьера фильма Владимира Бортко "Душа шпиона". Режиссер, известный в основном экранизацией булгаковсого "Собачьего сердца", решил окунуться в будни секретных агентов. Поначалу планировался сериал, но в итоге решили ограничиться одной серией. И за это - наше безусловное авторам спасибо.
Итак, мы имеем – двойного российского шпиона Алекса Уилки (Андрей Чернышев), работающего в Лондоне заодно и на американцев. У него есть первоочередная задача – выявить "крота", передающего американцам агентурные сведения. Не боясь спойлеров, заметим, что "кротом" окажется именно тот, на кого с самого начала и подумает зритель. Заодно по ходу дела отметим, что те, на кого зритель с самого начала подумает "этот – не жилец", падет от руки злобного врага.
По признанию режиссера, этот фильм – производственная драма. Ну вроде как показать изнанку шпионской службы, рутину благородной деятельности рыцарей плаща и кинжала. Сценарий написан им же, Бортко, вместе с популярным советским разведчиком Михаилом Любимовым, чья автобиографическая книга "И ад следовал за ним" легла в основу фильма. Только тогда герой назывался разведчиком, в отличие от его американских и английских коллег, а Бортко, как человек современный, решился на смелость – Алекс Уилки такой же шпион, как окружающие его наемники капиталистических спецслужб. При этом американцы хоть и подлецы, но красавчики, жвачку не жуют и ноги на столе не держат (в роли секретаря американского посольства в Лондоне, обрекающего главного героя на двойной шпионаж – известный британский красавчик Лиам Каннингэм). За что большое спасибо. Хотя общая стилистика фильма вполне выдержала бы и такое.
Она, эта стилистика, не может быть иной, чем та, что была заложена еще Любимовым в его книге (книга была написана в 80-е, когда о скором крахе коммунистической идеи догадывались лишь самые отпетые мечтатели). Сам же Бортко, человек несгибаемых коммунистических взглядов, хоть и перенес действие в сегодняшний день, но остался верен стойкому неприятию капиталистической идеологии. Это неприятие, помноженное на выигрышность темы, – эстафета чекистских поколений, чистота помыслов отечественных шпионов, их верность вскормившей их Родине, – вероятно, и подвигла государство в лице Фонда кино и ВГТРК выделить неплохие деньги на производство картины. А тот факт, что Бортко – депутат, зампредседателя комитета по культуре Госдумы, наверное, лишь добавил уверенности в правильности выбора кандидата для государственных денег.
Даром что фильм больше напоминает комикс, в котором схематично нарисованные герои ходят по нарисованным для них авторами дорожкам. И не скажешь ведь, что это недоработка, – какая уж тут недоработка, если на главную роль взят один из самых популярных сериальных актеров Андрей Чернышев. Если сможете назвать российский сериал, где он не снимался, – вам пять. Сериальная выучка налицо – ни единый мускул не выдает актерских потуг, профессиональная палитра незатейлива: переживает – брови хмурятся, радуется – уголки губ ползут вверх, недоволен – губы поджаты. Но для комикса достаточно. В паре с ним – один из воротил российской киноиндустрии Федор Бондарчук, у которого в каждом кадре такое выражение лица, словно ему непреодолимо скучно, а уйти неудобно. Промелькнет сериальная же звезда Марина Александрова, в паре с ней – один из главных истериков российского экрана Даниил Спиваковский, то вдруг обнаружится свадебный генерал в виде Армена Джигарханяна. Такими же генералами смотрятся тут отличные западные актеры – Каннингэм, Малколм Макдауэлл и Сандрин Боннэр, наверняка съевшие немалую долю бюджета фильма, но так и не объяснившие, что они тут делают.
Шпионы на экранах всегда – примета времени. Они всегда несгибаемые, всегда за правое дело, всегда верны Родине. В довоенную пору, когда "если завтра война, если завтра в поход" на экранах вообще не было советских разведчиков в тылу врага – они под своими именами на своей территории обезвреживали западных диверсантов, которые валом повалили в советские фильмы в 1939 году ("Ошибка инженера Кочина", "Высокая награда", "Горный поток" и др.). В ранних послевоенных фильмах про разведчиков герой-разведчик был прост, как советская власть, и красив, как бог ("Подвиг разведчика"). Поздний послевоенный кинематограф подарил нам Штирлица, и стало ясно, что жизнь экранного разведчика уже никогда не будет прежней. Постсоветское кино открыло нам страшную правду: отечественный разведчик может быть шпионом.
Иногда они возвращаются. Как правило – в виде фарса. Фильм депутата Бортко и стал тем самым фарсом, когда хочется и современным быть, и от линии партии не отойти. Коммунисты это умеют.
Не зря одним из персонажей фильма наравне с остальными стал памятник Марксу на лондонском кладбище Хайгейт. Под ним герой встречается с агентами, к нему приходит поразмышлять, возле него у героя рождаются воспоминания. Под три навязчивых аккорда, сочиненных, как написано в титрах, аж Игорем Крутым.
Карл Маркс смотрит на все это сверху и немножко насмешливо – дескать, ну что, ребята, наигрались в капитал?
Екатерина Барабаш