ASL получила контракт ЕС на разработку ракеты-носителя Ariane
Москва. 13 августа. INTERFAX.RU - Европейское космическое агентство (ESA) и Airbus Safran Launchers (ASL, совместное предприятие Airbus Group и Safran) заключили соглашение о создании ракеты-носителя Ariane нового (шестого) поколения, которая позволит Европе сохранить лидерство на рынке запуска спутников.
Стоимость контракта - 2,4 млрд евро, он предусматривает разработку двух версий тяжелой ракеты-носителя: Ariane 62 и Ariane 64, говорится в сообщении ASL.
Также ESA заключило контракты еще почти на 1 млрд евро на разработку стартовой позиции (с Национальным центром космических исследований Франции - CNES) и модификации небольшой ракеты-носителя Vega C (с компанией Ensemble de Lancement Vega - ELV).
Таким образом общая стоимость проекта Ariane-6 составит около 3,4 млрд евро.
ЕС направит 680 млн евро на финансирование первоначального этапа разработки - до анализа предварительного проектирования, запланированного на середину 2016 года. В 2016 году будет принято окончательное решение о дальнейшей реализации проекта - на этом настояла Германия, желающая обеспечить финансовую жизнеспособность новой концепции.
Ранее сообщалось, что Ariane-6 будет больше ориентирована на коммерческие запуски и позволит существенно сэкономить на услугах выведения. Решение ЕС по этому проекту частично является реакцией на возросшую конкуренцию со стороны американских компаний, предоставляющих услуги запуска ракет.
Как пишет The Wall Street Journal, стоимость одного запуска Ariane-6 составит от 70 млн до 90 млн евро. Ракета-носитель сможет выводить до 10,5 тонны полезной нагрузки на геопереходную орбиту.
Первый пуск Ariane-6 запланирован на 2020 год, полный ввод в коммерческую эксплуатацию - с 2023 года, когда ожидается до 12 пусков в год. За развертывание пусковой площадки (на территории космодрома Куру во Французской Гвиане) для новой ракеты отвечает CNES. На эти цели ESA выделяет 600 млн евро.
Vega С впервые будет опробована раньше - в 2018 году.
Ariane-6 будет разрабатываться на основе используемой в нынешней версии криогенной первой ступени (кислород-водород). Сторонники такого подхода считают, что это повысит гибкость концепции и сделает возможным практически любые запуски - от научных космических миссий до вывода крупных коммерческих спутников на высокую околоземную орбиту.
Контракты предполагают унификацию систем Ariane 6 и Vega C. Для этого ASL и ELV на первых ступенях своих ракет разместят твердотопливные ускорители P120C. На Ariane 62 их будет два, на Ariane 64 - четыре. Новые ракеты Ariane будут формироваться по модульному принципу (как и российские носители семейства "Ангара").
Шестая версия Ariane заменит пятую, имевшую два твердотопливных ускорителя и использовавшуюся с 1998 года. За прошедшее время состоялось свыше 70 успешных пусков Ariane-5 (с выводом спутника на заданную орбиту), их них 66 шли подряд, без сбоев. ASL намерена использовать этот опыт в дальнейшей работе, заявил глава компании Ален Шармо.