Пан Ги Мун рассказал о разоружении Сирии
К ликвидации химоружия в Сирии нужно привлечь около 100 экспертов ООН и ОЗХО, заявляет Пан Ги Мун. Вся операция пройдет в три этапа, самым сложным будет убедиться, что весь арсенал химоружия действительно уничтожен
Москва. 8 октября. INTERFAX.RU – Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предлагает создать совместную миссию ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) для уничтожения арсенала химического оружия в Сирии.
Об этом говорится в его письме, направленном членам СБ ООН, выдержки из которого приводят западные СМИ. По мнению генсека ООН, в операции следует задействовать около 100 специалистов. Как он пояснил, речь идет об экспертах из ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). "До сих пор никто в мире не проводил подобного рода операцию", - говорится в докладе,
Уничтожение оружия в Сирии пройдет в три этапа. Первый из них уже стартовал: речь идет о ликвидации боеголовок и бомб, предназначенных для доставки к цели отравляющих веществ. Второй этап - уничтожение самих отравляющих веществ и оборудования, необходимого для их производства. Наконец, последняя фаза операции - убедиться, что весь арсенал химического оружия в Сирии уничтожен. Пан Ги Мун подчеркнул, что "последняя фаза будет самой сложной".
Эксперты по химоружию отмечают, что после того, как инспекторы ОЗХО закончат свою работу в Сирии, может понадобиться несколько лет, чтобы окончательно уничтожить все объекты с химоружием. Кроме того, несколько лет может занять процесс проверки, действительно ли они уничтожены.
Пан Ги Мун также сообщил, что собирается назначить специального координатора, который будет следить за процессом уничтожения химоружия и поддерживать связь между ООН, ОЗХО и Дамаском. Базироваться иностранные эксперты, как ожидается, будут в Дамаске и на Кипре.
Генсек ООН также предупредил, что инспекторам придется работать в "опасных и неустойчивых" условиях, особенно это касается районов вокруг Дамаска, Хомса и Алеппо. "Тяжелая артиллерия, минометы, удары ВВС и беспорядочный обстрел районов с мирными жителями случаются нередко, а рубежи боевых действий быстро смещаются", - объяснил он свои опасения.
ООН не раз подчеркивала, что безопасность международных экспертов является одной из его приоритетных задач. "Две самые главные задачи - это ликвидация сирийской программы химического оружия и обеспечение безопасности сотрудников миссии, которые вызвались выполнить это важное, но опасное задание", - говорится в письме генсека ООН.
ЛАГ: химоружие надо уничтожать на месте или вывозить его тайно
В ЛАГ между тем уверены, что запасы сирийского химоружия необходимо уничтожать на месте. Если все же его придется вывозить в другие государства, необходимо делать это тайно. "Надо уничтожать это оружие не просто в самой Сирии, а непосредственно на том объекте, где оно обнаружено. Транспортировка химического оружия несет большие риски и для экологии, и для здоровья и безопасности людей", - заявил в интервью радиостанции "Голос России" специальный представитель Лиги арабских государств (ЛАГ) по разоружению и региональной безопасности, один из ведущих арабских экспертов по химическому оружию Ваиль Асад.
Если же химоружие придется вывозить для уничтожения за пределами Сирии, продолжил эксперт, то "ни в коем случае нельзя заранее объявлять о том, через какие страны и каким образом будут вывозить химическое оружие из Сирии". "Эти подробности должны храниться в тайне. Эти детали должны обсуждаться только между инспекторами и правительствами вовлеченных в этот процесс государств", - отметил он.
Комментируя заявление президента Сирии Башара Асада о том, что на ликвидацию запасов химоружия в его стране потребуется $1 млрд, Ваиль Асад заявил, что "объемы запасов химического оружия в Сирии оцениваются примерно в тысячу тонн, поэтому сумма в миллиард долларов слишком велика". "Для уничтожения химического оружия в Сирии понадобится гораздо меньше денег, чем миллиард долларов, тем не менее это будет немалая сумма", - добавил он.
Напомним, ранее председатель Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Федор Лукьянов заявил, что оценки Асада близки к реальности. "Вероятно, это близко к истине. То, о чем говорят внешние державы, то есть до середины 2014 года, - это около года (сроки первого этапа. – ИФ). Асад говорит о годе. По поводу денег - здесь крайне широкий спектр оценки от - $150 млн до $1 миллиарда. Я думаю, что в данном случае прав более Башар Асад, потому что в любых крупных начинаниях смета всегда растет довольно быстро, когда выясняются различные обстоятельства. Полагаю, что его оценка вполне близка к реальности", - сообщил он "Интерфаксу" в сентябре.