У реформы теплоэнергетики нет хозяина

Исполнительный вице-президент корпорации Fortum, глава дивизиона "Россия" Александр Чуваев рассказал "Интерфаксу" о том, как концерн видит свое развитие в России

У реформы теплоэнергетики нет хозяина
У реформы теплоэнергетики нет хозяина
Фото: РИА Новости, Екатерина Чеснокова

Москва. 7 октября. INTERFAX.RU - Финский Fortum - один из трех иностранных инвесторов, работающих в российской электроэнергетике. В конце сентября компания запустила Няганскую ГРЭС, крупнейшую в России за последние 20 лет тепловую электростанцию, построенную с нуля в северных широтах.

- Александр Анатольевич, Fortum пришел со значительными инвестициями в Россию в 2008 г., тогда были одни правила игры, сегодня они заметно изменились. Как в настоящее время вы оцениваете привлекательность сектора для иностранного инвестора? Что стимулирует инвестиции и что, наоборот, тормозит?

- Fortum - единственный иностранный инвестор, который купил территориальную генерирующую компанию (ОАО "Фортум", бывшая ТГК-10), а не оптовую. Мы имеем дело с теплом, у нас установленные мощности по теплу в три раза больше, чем по электроэнергии.

В электроэнергии действует либерализованный рынок, есть конкуренция, несмотря на то что этот рынок и правила оптового рынка электроэнергии и мощности не доведены до того уровня, который обещали, в частности, не введены долгосрочные конкурсы по мощности. Они до сих пор проводятся на один год. Министерство энергетики сейчас озадачено тем, чтобы продолжить рыночную реформу. По какому пути оно пойдет - безразлично, лишь бы это был либерализованный рынок, а не "ДПМ-штрих", ДПМ-2. Против этого мы, конечно, выступаем.

- Чем вам не нравится механизм ДПМ?

- ДПМ как гарантия на инвестиции в дополнение к тем, которые уже были сделаны, чтобы толкнуть этот рынок, больше не должен присутствовать. Должен побеждать более эффективный производитель, должна быть конкуренция, не должно быть регулирования, и должна быть создана инвестиционная среда, которая посылает сигнал инвесторам, куда вкладывать деньги.

- Насколько привлекателен рынок тепла?

- ЖКХ сегодня нужны инвестиции на 9 трлн руб., безусловно, никакое государство это не поднимет. А основная часть ЖКХ - это тепло. Частные инвесторы готовы прийти в отрасль, денег очень много. Просто нужны понятные, ясные, долгосрочные правила, по которым инвестор будет играть. Реформа тепла сегодня готова, она хорошо проработана как на уровне производителей тепла, так и на уровне министерств и ведомств. Достигнутый уровень детализации говорит о том, что реформу можно проводить сейчас, дело лишь за политической волей. И реформу можно сделать быстро и относительно безболезненно для населения, более того, именно население выиграет от этого.

- О каких правилах идет речь?

- Один из главных моментов - это назначение единой теплоснабжающей организации, привязанное к разработке схем теплоснабжения. Особенно это касается городов с население более 500 тыс. человек. Хочу напомнить, что все схемы теплоснабжения должны были быть разработаны муниципалитетами и приняты еще в 2011 году. Сколько схем принято? Максимум шесть, и то с замечаниями. Муниципалитеты не хотят разрабатывать такие схемы, потому что они сразу же покажут преимущество когенерации по сравнению со строительством котельных, в которых заинтересованы сами местные власти. Их строят аффилированные с ними структуры. Строить их легко, газа сжигается много, тариф замешивается на тариф ТЭЦ, его не очень видно, но при этом ТЭЦ умирают, а котельные вырастают. Между тем тариф котельной на 30% выше, чем тариф ТЭЦ.

- Реформу обещают уже несколько лет, почему она до сих пор не осуществлена?

- У реформы тепла нет хозяина. Вот у реформы электроэнергетики был хозяин, ее толкал Анатолий Чубайс (глава РАО "ЕЭС России". - ИФ) и была воля Владимира Владимировича (Путина. - ИФ). А реформа тепла сейчас размазана между министерствами - Минэнерго, Минрегионом, Минэкономразвития, - регионами и многими другими. Нам нужно собраться, сфокусироваться и провести реформу. Она назрела. Иначе будет лавинообразное увеличение аварий, "котельнизация" страны и удорожание платежки для населения.

- Однако Няганская ГРЭС, ваша новая станция, производить тепло не будет.

- Няганская ГРЭС может производить тепло и отапливать город Нягань. Нужно просто государственно-частное партнерство, чтобы этот проект осуществить, и это могло бы привести к заморозке тарифов для населения города. Однако, пока нет реформы тепла, об этом говорить не приходится. Поэтому при проектировании ГРЭС и не закладывалось такой возможности. Но это легко сделать, если реформа рынка тепла будет проведена.

- При строительстве первого энергоблока Няганской ГРЭС не все шло гладко, вы задержали ввод, с чем это было связано?

- Это сложный регион с точки зрения климата, логистики, почв, трудовых ресурсов и многого другого. Тяжело разворачивался наш генподрядчик - группа Е4, и с этим связаны опоздания. Но я надеюсь, что третий энергоблок мы введем на год раньше срока. По договору о предоставлении мощности - его ввод был намечен на 1 января 2016 года - я думаю, что к 1 января 2015 года мы его запустим. Мы тяжело разворачивались, но, развернувшись, мы идем достаточно быстро.

- Вы будете завершать строительство уже без генподрядчика?

- Есть разные способы строительства, есть возможность взять генподрядчика, который будет осуществлять управление строительством, можно набрать персонал и нарастить компетенции, чтобы управлять строительством самим. У нас есть компетенции управления строительными инвестиционными проектами, которые мы собираемся развивать, она чисто управленческая. Инжиниринговые компетенции мы наращивать не собираемся.

- Два энергоблока Челябинской ГРЭС тоже строите сами?

- На Челябинской ГРЭС мы управляем процессом сами, так больше контроля, нам так комфортней. И тот и другой способ (выбор генподрядчика. - ИФ) имеет право на существование. Мы решили попробовать идти так - пока получается.

- Существуют планы по реализации инвестиционных проектов в генерации за горизонтом программы ДПМ?

- Безусловно, такие планы есть, ведь энергетика - это отрасль длинного цикла, и мы планируем. Будет это реализовано или нет - зависит от того, какие будут инвестиционные условия, насколько будет привлекательным этот сектор для инвестиций и успеха реализации существующей инвестпрограммы. Пока решение по этому поводу не принято.

- Власти Челябинской области не раз сообщали, что вы можете построить с нуля новую Челябинскую ТЭЦ-5. Могли бы рассказать об этом проекте?

- Действительно, такой проект существует, он в достаточно высокой стадии проработки. Его реализация зависит от дефицита тепловой мощности в узле, а также в эффективности замены действующих котельных когенерационной выработкой. Предварительные расчёты показывают, что дефицит тепла на северо-западе Челябинска возникнет в 2022 году. К этому времени там нужен будет новый источник. Поэтому решения на эту тему должны приниматься тогда, когда возникнут условия для реализации проекта, пока время не подошло.

- Интересны ли "Фортуму" проекты в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ)?

- Устойчивое развитие - основа стратегии корпорации "Фортум", поэтому проекты с использованием ВИЭ интересны для нас. Мы смотрим на эту историю. В основном нас интересует солнце, но на первый конкурс в НП "Совет рынка" мы заявки не подавали. Хотя Челябинская область, где мы работаем, один из самых интересных регионов с точки зрения строительства солнечных электростанций.

Мне кажется, что условия к локализации производства солнечных панелей, а также ветрогенерации должны быть еще раз рассмотрены НП "Совет рынка" для того, чтобы расширить возможности к подаче заявок на конкурсы. Например, на конкурс по ветру не было подано ни одной заявки именно из-за локализации. Она была прописана так, что на предлагаемых объемах гарантированной генерации и при таких сроках ни один производитель не сможет локализовать производство ветряных турбин и, скорей всего, вряд ли сможет локализовать производство солнечных панелей, за исключением одного производителя, который у нас уже работает.

- Каких финансовых показателей вы ожидаете в 2013 г. и когда "Фортум" может вернуться к практике выплаты дивидендов?

- Наши инвестиционные проекты реализуются и начинают приносить свои плоды, поэтому я ожидаю, что в 2013 г. мы сработаем гораздо лучше. Однако, точных цифр мы не называем.

Что касается дивидендов в ОАО "Фортум", то сначала нужно отдать деньги, которые были получены на инвестиции. А потом можно говорить о дивидендах. Это может произойти, но, безусловно, после выполнения всей инвестпрограммы.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений