Взрыву на подлодке ищут причину
Взрыв на индийской субмарине "Синдуракшак" российского производства мог произойти из-за совмещения операций по зарядке аккумуляторов и разгрузки боезапаса
Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - Специалисты начали высказывать версии относительно причин аварии, произошедшей в среду в порту Мумбаи с индийской подлодкой российского производства "Синдуракшак".
Как рассказал в четверг "Интерфаксу" источник в российской судостроительной отрасли, наиболее вероятными причинами взрыва и последовавшего за ним пожара на лодке являются диверсия, утечка водорода из аккумуляторной ямы, нарушение правил ведения работ на технике и технический сбой одной из систем.
Авария в Мумбаи могла стать следствием сочетания этих причин. Источник "Интерфакса" отмечает, что индийские моряки могли совместить загрузку боезапаса и зарядку аккумуляторных батарей лодки, что категорически запрещено.
Собеседник агентства пояснил, что при погрузке боезапаса все системы обесточиваются, люки между отсеками задраиваются, в то время как при зарядке батарей люки открывают, чтобы обеспечить вентиляцию.
При зарядке батарей у причальной стенки "электролит кипит интенсивнее, чем когда они заряжаются от дизельных двигателей в походе, соответственно, идет более интенсивное выделение водорода". Все эти процессы проходят в носовом отсеке. "Там есть дожигатели водорода, но они могли не справиться с выделенным объемом газа", — предположил эксперт.
Он напомнил, что индийские моряки "очень торопились, поскольку лодка готовилась к выходу в море". Последнее обстоятельство говорит в пользу того, что она на момент первого взрыва была технически полностью исправной. "Все это — только предположение, точные выводы можно будет сделать лишь по итогам работы комиссии по расследованию причин происшедшего", — подчеркнул собеседник агентства.
Экс-глава ОАО "Адмиралтейских верфей" (на которых была построена "Синдуракшак") Владимир Александров в беседе с "Интерфаксом" предположил, что на лодке взорвался боеприпас. "Очевидно, взорвался боезапас, а по какой причине это произошло, комиссия должна расследовать. Если заказчик сочтет нужным, он пригласит в комиссию представителей "Адмиралтейских верфей", но, как правило, приглашают бюро-проектанта, а поскольку лодка проходила ремонт, то ответственность теперь лежит не на заводе-строителе, а на том заводе, которое его ремонтировало, то есть "Звездочке", — отметил собеседник агентства.
В четверг также стало известно, что российские аккумуляторы на лодке были заменены на индийские по желанию заказчика. "В ходе проводившегося на "Звездочке" среднего ремонта и модернизации подлодки "Синдуракшак" по требованию заказчика аккумуляторные батареи производства санкт-петербургского ОАО "Электротяга" были заменены на батареи индийского производства", — сказал источник "Интерфакса" в кораблестроительной отрасли.
Авария на борту дизель-электрической подлодки "Синдуракшак" произошла в порту Мумбаи рано утром в среду. Вначале лодка, недавно прошедшая средний ремонт и модернизацию на предприятии "Звездочка" в Северодвинске, взорвалась, затем загорелась и затонула. Большинству членов экипажа удалось выпрыгнуть в воду, на лодке остались заблокированы 18 моряков, в том числе три офицера. Все они погибли.
По индийским данным, публикуемым в четверг газетой Times of India, на борту субмарины произошло три взрыва: сначала один небольшой, затем почти одновременно два мощных, после чего на лодке начался пожар, и она затонула. Это косвенно подтверждает версию эксперта, согласно которой сначала взорвался водород, затем могли сдетонировать боеприпасы.
В результате носовая часть субмарины получила серьезные повреждения. По предварительным данным, в строй корабль вернуться не сможет.
Россияне спешат на помощь
Команда российских специалистов формируется в Москве, чтобы отправиться в Мумбаи для оказания помощи в расследовании причин катастрофы на подлодке. В формируемую команду войдут представители предприятий, участвовавших в строительстве, ремонте и передаче подлодки "Синдуракшак" индийской стороне после модернизации.
Однако индийская сторона пока не допускает российских специалистов к расследованию катастрофы на лодке "Синдуракшак". "Мы связались с индийской стороной еще вчера утром и предложили свою помощь в расследовании. Однако на месте трагедии, по понятным причинам, пока не до нас - ведется спасательная операция. Через несколько дней будет организован подъем лодки и постановка ее в док, детальный осмотр. Тогда будем ожидать официального приглашения от государственной комиссии", - сообщил "Интерфаксу" в четверг источник в кораблестроительной отрасли.
В Мумбаи сейчас находятся восемь человек из состава гарантийной группы, в том числе персонал из Центра судоремонта "Звездочка", где недавно лодка проходила средний ремонт и модернизацию.
877ЭКМ — экспортная разновидность советско-российских подлодок проекта 877 (классификация НАТО — Kilo), первая из которых была построена в 1982 году. Корабли типа 877ЭКМ имеют водоизмещение 3076 тонн, длину — 76,2 м и ширину 9,9 метра. Субмарина оснащена двумя дизель-генераторами мощностью 3,65 тыс. л. с. и главным электродвигателем мощностью 5,9 тыс. лошадиных сил. Под водой корабль способен развивать скорость 17 узлов (31 км/ч), в надводном положении — 10 узлов (19 км/ч).
Подлодки оснащены шестью торпедными аппаратами калибра 533 сантиметра, боекомплект которых состоит из торпед с активным и пассивным наведением и противокорабельными крылатыми ракетами 3М-54Э. Для борьбы с авиацией противника на вооружении экипажа также имеются переносные зенитно-ракетные комплексы "Стрела-3".
Запас хода кораблей класса "Синдугош" на скорости 7 узлов (13 км/ч) составляет 6 тыс. километров. Экипаж — 52 человека, из них 13 офицеров.