Арабская весна ударила по экономике
Арабская весна уже отпраздновала вторую годовщину, но в переживших революцию странах все еще неспокойно. Политическая нестабильность привела к экономической: сокращению резервов и безработице. Пока последствия Арабской весны, скорее, разочаровывают
Каир. 29 января. FINMARKET.RU - Утром 17 декабря 2010 г. уличный торговец овощами 26-летний Мохаммед Буазизи занял свое место на городском рынке Сиди-Бузида - небольшого города на юге Туниса, - но не проторговал и трех часов. Около 10:30 с ним заговорила сотрудник местной полиции 45-летняя Фаида Хамди, она потребовала у Буазизи предъявить ей разрешение на торговлю. Когда Буазизи сказал, что разрешения у него нет, Хамди ударила его по лицу, сбросила на землю его лотки с овощами и плюнула Буазизи в лицо. Затем она конфисковала его электронные весы и покинула рынок.
Буазизи, один из миллионов молодых арабов, с трудом сводящих концы с концами, бросился за справедливостью в мэрию, но мэр не стал с ним разговаривать, несмотря на то, что Буазизи кричал, что подожжет себя.
Тогда он пошел на ближайшую заправку, купил канистру бензина, вернулся к мэрии и поджег себя с криком: "И как я теперь должен жить?!"
Так началась Арабская весна, по своим последствиям оказавшаяся для стран Ближнего Востока и Северной Африки чем-то вроде Первой мировой войны, в результате которой погибли четыре европейские империи.
Жертвами Арабской весны стали четыре старейших диктатуры региона - йеменская, египетская, тунисская и ливийская. Режим Асада в Сирии пока держится из последних сил, но и он, вероятно, не устоит. В десятке других арабских стран прошли многотысячные митинги и акции протеста против политики правящих режимов, по всему Ближнему Востоку и Северной Африке люди требовали одного и того же: большего участия в экономической и политической жизни, лучшей системы управления и больше гражданских свобод.
Трагедия в том, что они получили намного меньше, чем хотели, пишут аналитики Deutsche Bank в своем докладе к 2-летней годовщине Арабской весны.
Арабская весна сильно ударила по экономике стран, ее переживших
Политические последствия Арабской весны
Даже два года спустя подводить окончательные итоги Арабской весны еще рано. В некоторых странах свержение старых режимов уже случилось, а в некоторых до сих пор идет гражданская война. Процесс трансформации пока далек от завершения. Пока в большинстве стран так и не была написана новая конституция, исключением стал лишь Египет, но значительная часть населения страны ею недовольны.
Все страны можно разделить на три категории.
Пережившие революцию
- В Тунисе, Египте, Ливии и Йемене были свергнуты авторитарные режимы и выбраны новые лидеры и правительства. В Тунисе смена власти заняла немного времени, а Ливии пришлось пройти через гражданскую войну, чтобы свергнуть Муаммара Каддафи.
- В остальных странах выборы уже прошли, нарушений было немного.
- Пока в результате революций выигрывают исламисты - авторитарные лидеры долгое время их подавляли. Пока в основном это умеренные представители течения, которые, правда, все равно пугают и своих граждан, и западных лидеров. Но растет и поддержка более радикальных движений, например, салафитов. Лидеры пока так и не определились, в какой степени мусульманские законы должны влиять на общество и правительство, например, остро стоит вопрос прав женщин.
- Наибольшие опасения вызывает ситуация в Египте. Больше 70% мест в парламенте на выборах получили партия "Свобода и справедливость", политическое крыло "Братьев-мусульман", и партия Ан-Нур, представляющая интересы салафитов. Затем парламент был распущен по решению суда.
- В июне на президентских выборах в стране победу одержал Мухаммед Мурси, один из лидеров "Братьев-мусульман". С момента избрания Мурси начал прибирать к рукам всю власть в стране. Снова начались протесты и насилие - 27 января Мурси объявил чрезвычайное положение. Это увеличивает нестабильность в стране и может сорвать сделку по получению помощи от МВФ, на которую рассчитывает Египет. В итоге Египет может оказаться в порочном круге хаоса и политического насилия, уверены аналитики, опрошенные блогом Beyond the Brics FT.
- В других странах напряженность сохраняется, но до уличных боев пока не доходит. В Тунисе тяжелыми остаются отношения между умеренными исламистами, пришедшими к власти, и более радикальными салафитами. В Ливии до сих пор часть территорий находится под контролем радикальных исламистов. Йемен страдает от сепаратистов на юге страны, которых поддерживает Аль-Каида, и от мятежников на севере.
Постепенные реформаторы
- В Марокко, Алжире и Иордании правительства усидели, но в ответ на протесты они пошли на существенные уступки и согласились на постепенные реформы.
- Король Иордании Абдалла II уже отправил в отставку несколько кабинетов и продолжает обещать экономические и социальные реформы. Выборы в стране в январе этого года прошли неспокойно: на улицах бушевали протесты против коррупции и нарушений.
- Мухаммед VI, король Марокко, переписал Конституцию и поделился властью с парламентом. Премьер-министром первый раз за всю историю страны стал представитель умеренных мусульман.
- Самой спокойной страной региона остается Алжир: в стране сильна память о гражданской войне 1990-х годов, кроме того ситуация в стране напряженная из-за соседства с исламистскими странами и влияния Аль-Каиды. Чрезвычайное положение действовало в стране 19 лет, после Арабской весны оно было отменено - это самое главное достижение протестующих.
Предреволюционная обстановка
- В Сирии уже два года не стихает гражданская война между оппозицией и сторонниками режима Башара Ассада. Погибли около 60 тысяя человек, сотни тысяч стали беженцами.
- Конфликт вот-вот перекинется на соседний Ливан, в который устремились потоки беженцев из Сирии.
Экономические последствия Арабской весны: глубокий спад, долговой кризис и девальвация
Арабская весна привела к значительному спаду в экономике стран, ее переживших.
- Рост ВВП в регионе снизился с 4,2% в 2010 году до 2,2% в 2011 году и до 2,4% в 2012 году - это самые низкие темпы роста за последние 10 лет. Самый сильный удар понесли страны, пережившие революции и гражданские войны. Лишь экономика Марокко ускорилась за этот период. В 2013 году, по прогнозу DB, экономика региона ускорится до 3,5%.
Арабская весна замедлила рост экономики
- Пострадала добыча нефти и промышленность этих стран. Так, если в 2010 году в Ливии добывалось 1,65 млн барр в сутки, то в 2011 году в среднем 0,47 млн барр. В Тунисе добывающий сектор сократился на 40%. В Сирии с 2010 года по сентябрь 2012 года добыча нефти сократилась на 60%.
- В результате Арабской весны резко сократился туризм. В первом полугодии 2010 года Египет, Марокко, Тунис, Иорданию и Ливан посетило 20 млн человек, в первом полугодии 2011 - 15 млн. Потоки туристов в Тунис и Египет сократились на 40%. Это существенно замедлило рост экономики. До сих пор туризм полностью не восстановился.
Туристы боятся ехать в арабские страны
- Потоки прямых иностранных инвестиций в регион начали сокращаться еще в кризис 2008-2009 года. Арабская весна их добила. С 2010 по 2011 годы потоки ПИИ обвалились на 46% до $11,4 млрд - самое маленького значения с 2004 года.
Революция оборвала потоки ПИИ
- Из-за падения экспорта нефти и туризма дефицит текущего счета стран значительно вырос: в Египте, Марокко и других с 2010 по 2011 годы он удвоился.
- Это привело к падению курсов валют. Глубокой девальвации удалось избежать лишь с помощью интервенций центробанков, которые заметно сократили резервы. В Египте резервы снизились с $35 млрд в январе 2011 года до $15 млрд в декабре 2012 года.
- Полномасштабного кризиса удалось избежать лишь с помощью МВФ и других стран, согласившихся поддержать арабские государства. Однако значительная часть обещанной помощи до сих пор не поступила.
Тунисский динар стал лидером девальвации
- В ответ на протесты и социальные волнения правительства решились на увеличение социальных расходов. Рекордсменами по этому стали Алжир и Тунис. Так правительства пытались остановить волну протестов и как-то компенсировать рост цен на еду и энергоносители. В итоге, в странах росли субсидии на топливо и еду, социальные пособия, пенсии и зарплаты.
- Результатом стал рост дефицитов бюджета, а затем и госдолга. Особенно тяжелая ситуация в Египте и Иордании, где госдолг приближается к 80% ВВП. Самый высокий госдолг в регионе у Ливана - 136% ВВП, но он за последние годы даже немного снизился.
Правительства нарастили доходы, чтобы снизить последствия кризиса
Арабская весна - уникальный шанс
У арабских стран достаточно много нерешенных проблем, которые скопились за годы до начала революций. Переходный период предоставляет возможности для их решения. В DB решили дать странам несколько рекомендаций. Это поможет им выбраться из кризиса, который начался в странах после революций.
- В регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) уже длительное время сохраняются проблемы на рынке труда. Безработица находится на уровне 10%, а среди молодежи - 30%. Это потенциальный источник нестабильности. Рабочая сила в регионе растет на 2,7% в год. До 2020 года, по оценке МВФ, на рынок труда выйдут еще 10,7 млн человек.
- Рынок труда MENA является одним из самых неэффективных в мире, согласно оценке Всемирного экономического форума. Работникам не хватает навыков и знаний, ведь образовательная система неэффективна. Значительная часть рабочих мест приходится на госсектор и сельское хозяйство, частный сектор постепенно вытесняется.
- В DB советуют странам создавать среду, которая будет поощрять бизнес создавать рабочие места. Однако пока правительства Египта и Туниса пока лишь наращивают штат госслужащих и их зарплаты. Кроме того, нужна реформа образовательной системы.
В MENA безработица одна из самых высоких в мире
- Опасения вызывают субсидии правительств, как правило на еду и энергоресурсы. Еще до Арабской весны в Египте выплачивались субсидии на уровне 9,3% ВВП, а после революции выросли до 10,4% ВВП. Похожая динамика наблюдалась и в других странах. Странам нужно постепенная отмена субсидий, каждый шаг должен быть объяснен и озвучен - это поможет избежать выступлений и протестов.
- Регион исторически был связан отношениями с Европой: это торговые связи, ПИИ, перечисления от эмигрантов и туризм. В итоге, эти страны страдают от еврокризиса. На торговлю внутри региона приходится лишь 3% торговли MENA. Регион нужно открыть для торговли друг с другом и с другими развивающимися странами, например, с БРИК.
Самир Радван, бывший министр финансов Египта : Правительству нужно думать об экономике, а не о консолидации власти
Возможно, пока еще рано судить об успехе или провале революции в Египте 2011 года. Но кое-что уже ясно: молодые люди, благодаря которым случилось восстание, чувствуют себя преданными, а исламистское правительство сосредоточено на консолидации власти, а не на восстановлении экономики.
Вся суть восстания 25 января была выражена в девизе - "хлеб, свобода, социальная справедливость". Эти слова выразили стремление к переменам, которое создало беспрецедентные ожидания на улицах арабских городов. На сегодняшний день недовольство вновь возвращается из-за плохих экономических результатов нового правительства - хлеб был и остается главным лозунгом протестантов.
Египетская экономика сталкивается с серьезными проблемами. Технически страна в рецессии, при этом она уже пережила длительный период медленного роста, большой дефицит бюджета, сокращение иностранных резервов и рост разрыва платежного баланса. Египетский фунт находится под тяжелым давлением. Между тем, все больше и больше людей по всей стране оказываются за чертой бедности.
Кажется, что только чудо сейчас может спасти экономику Египта и общество от мрачного будущего, которое им угрожает. Чудеса случаются, но они требуют дальновидности и политической воли.
Широко разрекламированная программа Ренессанса, которую "Партия свободы и справедливости" предложила после президентских выборов в мае и июне 2012 года как путь к восстановлению и процветанию, просто растаяла в воздухе. Сейчас она стала предметом сатиры для карикатуристов и комиков. Любая серьезная программа должна не на бумаге, а в реальности касаться проблем роста, занятости и бедности. Если не вернутся к дореволюционным темпам роста в 7%, безработица и бедность не снизятся, а кризис продолжится.
Единственный путь из этого тупика - это создание политической системы, которая бы включала все точки зрения, а не была бы разделена на части. Это помогло бы достичь консенсуса о том, как изменить политику, - это очень нужно Египту. Другими словами, решение экономических проблем Египта в основном политическое.
Синтия Шнайдер, старший научный сотрудник Brookings: США нужно поддеражть народ Египта
Оппозиция авторитаризму Мурси куда более широкая, чем принято считать в мире. США старается помочь Мурси, что не соответствует воле народа Египта.
Египтяне, может быть, точно и не знают, чего они хотят, но точно знают, чего не хотят. Хотя эффективная политическая оппозиция до сих пор не сформирована, египетский народ объединился в своем нежелание принять еще один агрессивный режим.
Египет движется к столкновению. Постоянно растущая, хоть и время от времени теряющая надежду часть египетского общества противостоит правительству и "Братьям-мусульманам" Мурси. Они продолжают поддерживать революционные цели социальной и экономической справедливости, подотчетного обществу правительства, базовых свобод, в том числе свободы выражения и защиты меньшинств.
Правительство, тем временем, движется в противоположном направление, вводя авторитарный контроль над политической, социальной и религиозной жизнью. С момента избрания Мурси в июне он подал 24 жалобы за оскорбление на журналистов и различных активистов, согласно подсчетам Arab Network for Human Rights.
Режим пытается загнать джина революции обратно в бутылку. Но это бьет по населению, которое недавно узнало, что у него есть голос -египтяне на всех уровнях все больше вовлекаются в политику.
Во время своего второго срока Обама должен проводить более гибкую и информированную политику в отношению Египта. Часто от Белого дома слышишь одно и то же выражение: "Соединенные Штаты всегда поддерживали народ Египта". Слова, в данном случае, должны, наконец, сойтись с делом.