"Лайнер мечты" подождет
Сразу две японские авиакомпании приостановили полеты новейшего самолета Boeing из-за преследующих его неисправностей
Москва. 16 января. INTERFAX.RU - Крупнейшие японские авиакомпании Japan Airlines (JAL) и All Nippon Airways (ANA) приняли решение временно приостановить полеты новейшего американского авиалайнера Boeing 787 Dreamliner до выяснения причин серии неполадок, возникших с несколькими самолетами этой модели с начала года.
Оба авиаперевозчика являются ранними заказчиками авиалайнера — ANA первой в мире начала коммерческую эксплуатацию самолета, организовав дебютный полет 26 октября 2011 года. Авиапарк ANA и JAL насчитывает в общей сложности 24 новых "боинга" — это почти половина выпущенных "лайнеров мечты".
Причиной временного прекращения полетов стали инциденты, произошедшие в начале января. 7 января на борту Boeing 787 авиакомпании JAL, стоявшего без пассажиров в аэропорту Бостона (США), загорелась батарея. На следующий день другой лайнер JAL был снят с рейса Токио-Бостон из-за утечки топлива. Утечка произошла на другом самолете JAL 13 января.
Наиболее серьезное происшествие с Boeing 787 случилось три дня спустя, когда лайнер ANA, выполнявший внутрияпонский рейс в Токио, совершил вынужденную посадку после того, как экипаж заметил дым и странный запах в салоне. По словам представителя авиакомпании Осаму Синобе, на дисплеях системы управления также высветилось сообщение о неисправности одной из батарей. После приземления 129 пассажиров и 8 членов экипажа покинули лайнер по надувным трапам. В результате несколько человек получили незначительные травмы.
Проблемы с "лайнерами мечты" испытывают не только японские авиаперевозчики. 9 января авиакомпания United Airlines — пока единственный оператор Boeing 787 в США — сообщил о неисправности электропроводки на одном из своих самолетов. UA, а авиапарке которой числятся шесть новейших "боингов", пока не сообщала о том, будет ли приостановлена их эксплуатация. По информации источника газеты Financial Times, в авиакомпании внимательно изучают данные из Японии.
Повторяющиеся неполадки с "лайнерами мечты" уже привлекли внимание американских властей. Федеральное авиационное агентство (FAA) США 11 января начало тщательную проверку важнейших систем Boeing 787. Руководитель ведомства Майкл Уэрта, впрочем, подчеркнул, что пока заявления о том, что самолет опасен для пассажиров, ничем не подтверждаются.
"Лайнер мечты" является одним из самых амбициозных и технически сложных проектов компании Boeing в гражданской авиации. Самолет, разработка которого началась на рубеже веков, было решено сделать максимально экономичным. Для этого инженеры радикально увеличили использование в конструкции композитных материалов и титана.
Основательно были пересмотрены и системы управления самолетом — последовательный отказ от гидравлики и пневматики позволил Boeing существенно сократить вес машины. На лайнер также устанавливаются новые двигатели (по два на самолет), отличающиеся пониженным шумом и повышенной экономичностью.
Воплощение этой концепции в жизнь столкнулось с трудностями — сроки ввода самолета в эксплуатацию несколько раз сдвигались, раздражая заказчиков. Ситуацию усугубляло то, что Dreamliner оказался одним из самых востребованных самолетов Boeing — на данный момент количество заказанных 787-х превышает 800 штук. Производственные трудности отложили начало эксплуатации Boeing 787 более чем на три года.
Операторы самолета оказались в целом ей довольны — самолет не только позволил авиакомпаниям совершать беспосадочные полеты на десятки тысяч километров, но и оказался экономичнее прогнозов. Мелкие неисправности "лайнеров мечты" большинство экспертов считают обычными "болезнями роста", характерными для всех новых самолетов.