Проект об оптимизации госзакупок малого объема направят в правительство в апреле 2025 года

Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - Минфин, Федеральное казначейство и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России должны в апреле 2025 года внести в правительство проект поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), направленных на оптимизацию закупочного законодательства в части проведения закупок малого объема (ЗМО, до 600 тыс. рублей). Это предусмотрено "дорожной картой" по реализации концепции совершенствования закупок малого объема на период до 2027 года, утвержденной соответствующим правительственным распоряжением.

Всего правительство РФ утвердило две "дорожные карты". Одна включает в себя план мероприятий по реализации названной концепции, а другая – план мероприятий по созданию каталога конкретных товаров.

Согласно первой из них, к октябрю текущего года регуляторы должны представить в правительство РФ (в форме докладов) предложения по унифицированной модели осуществления ЗМО, включая порядок осуществления таких закупок, механизм формирования предложения участника закупки, отбора наилучшего предложения, по созданию и ведению реестра контрактов, заключенных по результатам ЗМО.

К этому же сроку должна быть подготовлена модель формирования, ведения и использования единого каталога конкретных товаров, представлены предложения о возможности финансирования работ по созданию и ведению этого каталога без привлечения средств из бюджета РФ. В том числе, за счет заключения концессионного соглашения с потенциальным оператором каталога.

К апрелю 2025 года регуляторы должны подготовить предложения о распространении механизма ведения каталога конкретных товаров на конкретные же работы и услуги.

Также к октябрю 2024 года названные регуляторы, а также Минпромторг, Минцифры, и ФСБ РФ должны подготовить предложение об установлении единых требований к информационным системам, используемым для проведения малых закупок, предложение по финансовой модели работы таких информсистем.

Помимо этого, регуляторам в сфере закупок предстоит представить свое видение возможности проведения госзаказчиками закупок малого объема в бумажном виде.

К ноябрю регуляторы должны определить, какие именно изменения необходимо внести в 44-ФЗ для реализации всех этих предложений, а в декабре подготовить и направить на межведомственное согласование проект соответствующих поправок.

В июле 2025 года ведомства должны обеспечить начало работ по формированию каталога конкретных товаров.

Определение информсистем, которые можно использовать для проведения ЗМО, намечено на апрель 2026 года, а их подключение к Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок – на июль 2026 года.

Вторая "дорожная карта" предусматривает утверждение концепции создания каталога конкретных товаров в октябре текущего года, подготовку условий соглашения о государственно-частном партнерстве или концессионного соглашения по созданию и ведению этого каталога – в ноябре. Заключение соответствующего соглашения намечено на февраль 2025 года.

К декабрю 2026 года Минпромторг, Росстандарт и оператор каталога должны будут проработать вопрос создания межгосударственных стандартов, которые позволили бы распространить использование каталога в дружественных государствах.

Как сообщалось, концепция развития ЗМО была утверждена правительством РФ в июне текущего года.

"Правительство продолжает совершенствовать механизм государственных и муниципальных закупок, - говорил тогда председатель правительства Михаил Мишустин. - По поручению президента принято решение систематизировать порядок их проведения при небольших потребностях – до 600 тыс. рублей".

Тогда же председатель правительства отмечал, что действующие механизмы осуществления ЗМО имеют ряд недостатков. В их числе разные (на федеральном и региональном уровнях) порядки осуществления малых закупок и функционирования информационных систем, используемых для их проведения, необходимость отдельной регистрации в каждой из таких систем, дополнительная финансовая нагрузка на участников закупки в связи с взиманием платы за участие в малых закупках, отсутствие нормативно закрепленного порядка защиты прав участников закупочных процедур.

Сама концепция предусматривает подготовку и утверждение единых правил осуществления ЗМО, направленных, в частности, на обеспечение централизованного учета и прослеживаемости таких закупок. При этом она предполагает создание отдельного каталога товаров, наиболее часто закупаемых в рамках ЗМО. В нем планируется дать не просто подробное описание таких (конкретных - ИФ) товаров, а с учетом цифровых паспортов отечественной промышленной продукции (их использование предусмотрено законом "О промполитике РФ" - ИФ). Также планируется создать единые требования к информационным системам, которые будут использоваться для проведения ЗМО.

"По информации, содержащейся в планах-графиках закупок, в 2023 году планировалось осуществить малых закупок на сумму 1,3 трлн рублей, что составляет около 10%

общего объема закупок, планировавшихся к осуществлению в 2023 году, - говорится в концепции. - На основании изложенного отмечается тенденция к увеличению с 2014 года размеров сумм малых закупок и их годового объема. Основным обоснованием увеличения указанных размеров являлось расширение возможностей заказчиков оперативно осуществлять закупки в упрощенном порядке без применения конкурентных способов определения поставщиков".

В настоящее время закупки малого объема проходят в рамках 44-ФЗ как закупки у единственного поставщика и по сути представлены в двух видах. Один – закупки до 600 тыс. рублей, которые могут проводиться как в электронной форме (в том числе на соответствующих ресурсах субъектов РФ, наподобие "Портала поставщиков" Москвы), так и в бумажной, вплоть до покупки необходимого товара в магазине. Другой так называемые закупки с полки или "электронный магазин". Объем таких закупок ограничен 5 млн рублей, они проводятся только на ЭТП для госзакупок. При этом ЗМО (до 600 тыс. рублей) в электронной форме госзаказчик федерального уровня должны проводить на Едином агрегаторе торговли (ЕАТ) "Березка".

По данным системы анализа закупок "Интерфакс-Маркер", в прошлом году госзаказчики провели в электронной форме 1,4 млн закупок малого объема. Из них 728 тыс. было осуществлено с использованием ЕАТ "Березка", 411 тыс. – "Портала поставщиков" Москвы, более 200 тыс. – ЭТП для госзакупок.

Ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечал "Интерфаксу", что регуляторы пришли к единому мнению, что необходимо унифицировать процедуры, применяемые при проведении ЗМО, обеспечить их применение во всех электронных магазинах.

При этом он добавлял, что электронные магазины субъектов РФ, которые используются для проведения ЗМО, предполагается сохранить. "Они должны развиваться и работать по единым правилам, должна быть взаимосвязанная сеть электронных магазинов", - говорил он.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });