КС РФ запретил усыплять бездомных животных в случаях перегруженности приютов
![КС РФ запретил усыплять бездомных животных в случаях перегруженности приютов КС РФ запретил усыплять бездомных животных в случаях перегруженности приютов](https://www.interfax.ru/ftproot/textphotos/2024/07/18/bz700.jpg)
Москва. 17 июля. INTERFAX.RU - Конституционный суд РФ признал усыпление безнадзорных животных исключительной мерой, оправданной лишь в экстраординарной ситуации в конкретном регионе, когда прочие мероприятия в конкретных условиях не могут обеспечить защиту жизни, прав, свобод человека и общественную безопасность.
Постановление было оглашено в суде в четверг, передал корреспондент "Интерфакса".
Поводом к проверке статей 7 и 18 федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" стал запрос Верховного суда Бурятии, куда попал административный иск зоозащитников о признании недействующим регионального закона. В частности, истцы сочли неправомерной норму, которая позволяет усыплять бездомных животных в Бурятии на 31-й день с момента отлова, если за месяц пребывания в месте временного содержания их никто не забрал.
![Представитель генпрокурора заявил, что регионы не вправе произвольно усыплять бездомных животных](https://www.interfax.ru/ftproot/textphotos/2024/06/18/dg160.jpg)
По мнению ВС Бурятии, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции, поскольку позволяют регионам России без ограничений распоряжаться жизнью здоровых неагрессивных животных без владельцев, за рамками полномочий, установленных федеральным законодательством, что вступает в противоречие с принципами гуманного обращения с животными, в том числе с запретом жестокого обращения с ними.
КС счел, что сама по себе норма не противоречит Основному закону, однако разъяснил ее конституционно-правовой смысл. Суд признал, что для более эффективной защиты человека регионы получили право предусмотреть свои мероприятия, помимо методических указаний правительства РФ, чтобы учесть возможные повышенные риски, обусловленные географическими, климатическими, социально-экономическими и иными факторами. В частности, субъекты РФ могут устанавливать основания, чтобы отправить животных в пункты временного содержания, а не приюты.
При этом, постановил КС, усыплять можно только в исключительных случаях: если конкретное животное напало на человека, проявляет немотивированную агрессию или является переносчиком опасной болезни, либо если в регионе сложилась "экстраординарная ситуация с обеспечением безопасности граждан от нападений животных без владельцев или от распространения переносимых ими опасных для человека болезней" и "только когда организация любых других мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев объективно не может привести к разрешению этой ситуации".
"К числу причин для умерщвления животных без владельцев не могут быть отнесены основания, связанные исключительно с соображениями рационализации (...), например, с загруженностью приютов для животных (...) либо с оптимизацией бюджетных расходов на эту деятельность. Умерщвление животных без владельцев в подобных случаях означало бы отступление от имеющих конституционный характер гуманистических начал в регулировании обращения с животными и от целей обращения с ними, было бы по сути отказом органов публичной власти от исполнения своих функций", - говорится в постановлении.
КС указал, что такие меры должны иметь установленные региональным законом временные рамки, не превышающие периода, разумно необходимого для улучшения возникшей экстраординарной ситуации.
Необходимо также установить разумный срок и условия, чтобы владелец мог обнаружить отловленное животное, что необходимо как из-за его имущественных прав, так и из-за эмоциональной связи между владельцем и питомцем.