Послание Дмитрия Медведева: почему сейчас
Попытки объяснить послание Медведева украинскому коллеге российским маневром перед выборами на Украине не выдерживают критики. Что же побудило главу РФ именно сейчас обнародовать этот документ? Специальный обзор "Интерфакса"
Москва. 12 августа. INTERFAX.RU - Как ни странно, но послание президента РФ поражает не столько своей тональностью, сколь тем, когда президент выступил с ним. Жесткая риторика Москвы с Киевом за последние годы, к сожалению, стала привычной.
Первые комментарии как в России, так и на Украине сводились к тому, что "Москва сделала серьезную попытку вмешаться в предвыборную борьбу в Украине". Не рановато ли?
Во-первых, никакая предвыборная борьба в августе в Киеве не идет. По крайней мере, штабы политических конкурентов разъехались по отпускам. Самого Виктора Ющенко в Киеве нет, так как он тоже в отпуске. И потому, насколько нам стало известно, секретариат президента Украины не спеша "и даже нехотя" провел совещание по посланию президента РФ.
Говорить о том, что Москва опасается переизбрания нынешнего президента Украины на второй срок, вряд ли можно. Его даже на родине не считают "проходным" из-за слабого рейтинга. Правда, можно напомнить, что Борис Ельцин тоже за полгода до выборов (в 1996 г.) имел рейтинг всего в шесть процентов. Но у него был тогда один серьезный конкурент, а у Ющенко их несколько, причем один сильнее другого. И все-таки хотя политическая борьба в Киеве по-настоящему еще не развернулась, но слова президента РФ о том, что "не за горами такое время, когда новое украинское руководство будет готово" к возвращению двусторонних отношений "на качественно новый уровень", не могут не обратить на себя внимание. Мне они сильно напоминают обращение бывшего советского руководства "к здоровым силам" в том или ином государстве, политикой руководства которого в Москве были недовольны.
Но реальная борьба за президентский "трон" в Киеве еще не началась.
Значит, на появление послания Дмитрия Медведева именно сейчас повлиял другой фактор, а скорее, комплекс факторов, спрессовавшихся во времени. Их, как минимум, три.
Первый фактор
Пастырская поездка патриарха всея Руси Кирилла по Украине. "Мне интересно узнать ваши впечатления от посещения Украины… И вашу оценку, чтобы выстраивать отношения с Украиной", - сказал президент во время встречи с патриархом по возвращении последнего в Москву.
Как нам стало известно, патриарх обратил внимание президента на резкое расхождение в отношении к православной церкви простых граждан и политической элиты. Даже в Киеве не могли не отреагировать на лексику, с которой выступали высокопоставленные киевские чиновники, в частности зампредседателя Верховной Рады Николай Томенко, министр внутренних дел Юрий Луценко. Некоторые члены Верховной Рады назвали их высказывания в адрес патриарха "провоцирующими противостояние миллионов православных людей Украины" (так расценил их высказывания депутат Верховной Рады Юрий Мирошниченко).
Добавим к этому и попытку не допустить патриарха в Западную Украину под предлогом заботы о его безопасности. Интересно, почему не было попытки, тоже под предлогом заботы о безопасности Папы Римского, не допустить его приезда в ту часть Украины, большинство населения которой отнюдь не является католиками. Вряд ли можно сомневаться, что эти факты повлияли на Медведева в его "выстраивании отношений" с Украиной.
Второй фактор
Во время недавнего посещения 58-й армии президенту участники боев против грузинской агрессии подробно рассказали о роли Украины в поддержке Саакашвили. Поддержка шла и оружием, в том числе и чрезвычайно дорогостоящим, и людской силой в виде "добровольцев". Об этом президенту было, конечно, известно и раньше, но рассказ российских военных, по словам участников встречи, оказал сильное эмоциональное воздействие на Медведева.
Фактор третий
Беспрецедентное или, говоря словами помощника президента РФ Сергея Приходько, "вопиющее решение Украины в отношении двух российских дипломатов". Эту, говоря опять-таки словами Приходько, "квинтэссенцию политического радикализма" можно назвать еще одной причиной.
Но "последняя капля", повлиявшая не только на тон, но и время появления послания, - это резкое, если не назвать его откровенно враждебным, заявление МИД Украины в отношении Черноморского российского флота, которое появилось буквально накануне выступления Медведева. Речь идет о случайном ранении на полигоне, где проходили учебные стрельбы Черноморского флота, севастопольской студентки Ольги Литвиненко. Степень вины сторон еще предстоит обсудить, но в любом случае это, безусловно, чрезвычайно печальный инцидент. К сожалению, он был через некоторое время использован для очернения деятельности российского флота.
Не хочу проводить параллели, но и не могу не напомнить о сбитом (несколько лет назад) российском пассажирском самолете во время учений украинских ПВО. Эта трагедия, гибель людей не трактовалась так враждебно, как случай с уважаемой Ольгой Литвиненко, потому что главы государств тогда были заинтересованы в сохранении братских связей двух стран.
По нашим данным, послание российского президента своему украинскому коллеге готовилось относительно давно. Но высылка двух российских дипломатов, искусственно создаваемые трудности для визита на Украину патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и, наконец, тональность заявления украинского МИД в последний момент во многом повлияли и на жесткий тон послания, и на время его публикации.
Нет связи с экономикой? А газ?
Один из высокопоставленных российских чиновников заверял меня, что время появления президентского послания никак не связано с экономикой. Но не могу не обратить внимание еще на один фактор: послание появилось накануне беседы Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен и предстоящей встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Вывод Медведева о том, что нынешнее политическое руководство Украины своей политикой ставит под угрозу "стабильное использование нашими странами фактически единой газотранспортной системы, обеспечивающей энергетическую безопасность России, Украины, многих европейских государств", явно направлен лидерам этих двух европейских государств. Нельзя забывать, что именно от них во многом и зависят сроки начала строительства газопровода "Северный поток". А судьбу этого проекта, в числе прочих вопросов, предполагалось обсудить во время встреч на высшем уровне. Разве это не предупреждение европейским странам о наличии угрозы для их энергетической безопасности?
А если так, то все же основной посыл - антироссийское руководство Украины - опасно как для самой страны, так и для Европы. И хотя выборы еще далеко, но "мессидж" (как теперь модно говорить) основным участникам послан.
Обозреватель Вячеслав Терехов
/Интерфакс/