Суд арестовал активы VW в РФ в рамках обеспечения по иску ГАЗа к концерну
Москва. 20 марта. INTERFAX.RU - Арбитражный суд Нижегородской области наложил обеспечительные меры в виде ареста российских активов немецкого концерна Volkswagen в рамках иска автомобильного завода группы "ГАЗ", которая хочет взыскать с иностранного автопроизводителя 15,6 млрд рублей убытков после расторжения договора о контрактной сборке автомобилей в Нижнем Новгороде, следует из материалов картотеки арбитражных дел.
Соответствующий иск был подан 14 марта.
Суд 17 марта удовлетворил ходатайство ГАЗа о наложении в рамках иска масштабных обеспечительных мер на российские активы немецкого концерна, его российской "дочки" - ООО "Фольксваген Груп Рус" (ФГР). В частности, суд арестовал доли иностранных юрлиц в ФГР (её совладельцы: Volkswagen AG - 28,06%, Skoda Auto A.S. - 16,8% и Volkswagen Finance Luxemburg S.A. - 55,14%), все имущество немецкого концерна в РФ за исключением денежных средств, а также запретил по ходатайству ГАЗа любые регистрационные действия, связанные с ликвидацией, реорганизацией, изменением состава участников, увеличением и уменьшением уставного капитала ФГР.
Под перечисленные ограничения подпали и доли VW в подконтрольных российских юрлицах. В частности, ООО "Фольксваген Компоненты и Сервисы", а также ООО "Скания Лизинг", ООО "Скания Страхование", ООО "Скания Финанс". Последние три, по данным ЕГРЮЛ, до середины февраля этого года входили в периметр производителя грузовиков Scania, который, в свою очередь, входит в принадлежащее VW грузовое подразделение Traton. Scania к концу 2022 г. продала российскую "дочку" (ООО "Скания-Русь", ныне - ООО "БВГ") местному дилеру "Альфаскан", но три указанные структуры, как следует из реестра, в периметр той сделки не вошли. К концу февраля они перешли под единоличный контроль ФГР.
Как отмечается в определении суда, ГАЗ обосновывал свое ходатайство об обеспечительных мерах, в том числе выписками из ЕГРЮЛ, согласно которым ФГР владеет четырьмя указанными юрлицами, "что обуславливает риск отчуждения указанного имущества в пользу третьих лиц и, как следствие, невозможность исполнения судебного акта".
"По утверждению ООО "Автомобильный завод "ГАЗ", Volkswagen Group планирует в ближайшее время окончательно уйти с российского рынка путем продажи оставшихся активов третьим лицам, что создает риск отчуждения как долей в уставном капитале ФГР, так и отчуждение ФГР отдельных активов, например, принадлежащего ему завода по производству автомобилей в Калуге. В случае продажи доли в уставном капитале ФГР, у Volkswagen AG не останется никаких других активов в России, что, по мнению истца, является достаточным основанием для принятия обеспечительных мер", - отмечается в тексте определения.
Основным претендентом на российские активы VW, включая крупнейший из них - автозавод в Калуге, СМИ в последнее время называли автодилерскую группу "Авилон". Однако официальных комментариев о готовящейся сделке ее потенциальные стороны не давали.
Автозавод "ГАЗ" в своем иске отметил, что отчуждение оставшихся активов VW в РФ сделает невозможным исполнение решения суда о взыскании убытков в размере не менее 15,575 млрд руб. в его пользу.
Автозавод сообщил суду, что соглашение о контрактной сборке в Нижнем Новгороде было заключено в июне 2011 г., а в мае 2017 г. - продлено до конца 2025 г. Однако после начала военной операции на территории Украины и введения санкций в отношении РФ немецкий концерн в начале марта 2022 г. прекратил выпуск автомобилей в РФ, в том числе и по контрактной сборке. В начале апреля VW уведомил ГАЗ о приостановке производственной деятельности на нижегородской площадке. Стороны официально договорились о расторжении соглашения о контрактной сборке и сопутствующих договоров 10 августа.
Суд согласился с доводами российского автопроизводителя и удовлетворил его заявление об обеспечительных мерах в отношении активов VW.
"Принятие обеспечительных мер позволит предотвратить причинение значительного ущерба ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" и нарушение его законных интересов. Данная мера направлена на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами", - отметил суд в тексте определения.
Завод ФГР мощностью 225 тыс. автомобилей в год расположен в индустриальном парке "Грабцево" в Калуге. До весны 2022 г. предприятие выпускало автомобили Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid. Также в Калуге работал завод бензиновых двигателей мощностью 150 тыс. единиц продукции в год. В начале марта 2022 г. VW сообщил, что приостановит производство автомобилей в России.
Кроме того, VW с 2012 г. вел контрактную сборку на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде, где до весны 2022 г. выпускались Skoda Octavia, Skoda Karoq и Skoda Kodiaq, а также Volkswagen Taos. Летом VW объявил о закрытии своего нижегородского офиса.