Российские производители меха видят возможность работать и под санкциями
Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU - Зверохозяйства удается увеличивать объемы производства шкурок, несмотря на ряд сложности, и они видят потенциал роста и в условиях санкций, заявил в Пятигорске на выставке "Мягкое золото России" председатель Национальной ассоциации звероводов России Владимир Бозов.
По его словам, спад поголовья пушных животных в российских хозяйствах компенсируется спадом мирового спроса на шкурки и ростом цен.
"Поголовье, а следовательно, и объемы производства шкурок в последние годы снижаются, но в 2022 году по отношению к 2021 году мы приросли на 10,7 тысячи голов маточного поголовья. Это примерно 3,5%. Это данные на начало года. Сейчас прошел гон, и на 1 апреля поголовье будет скорректировано", - сказал он.
По его информации, в стране производится порядка 1,3 млн шкурок, часть из которых уходит за границу, а потребность меховой отрасли, по разным оценкам, составляет около 5 млн шкурок.
"Клеточное звероводство в России - это 30 зверохозяйств, то есть площадок, где есть звери. Они расположены в 20 регионах, располагают общим поголовьем: 314 тысяч - норки, 46 тысяч - соболя, 9,6 тысячи - лисицы, 1,3 тысячи - песца, 900 - хоря, 110 - енота", - сообщил Бозов.
Он оценил численность животных как небольшую, но добавил, что в звероводстве сохранено племенное ядро и можно снова развивать отрасль: "Главное, чтобы были условия для развития".
"Сокращение производства в мире нам в целом пошло на руку. Потому что это немного разгрузило рынок, навело некий ажиотаж и чуть-чуть подняло цены. В прежние годы цена была дешевле себестоимости, поэтому ряд хозяйств закрылись - по разным причинам закрылись, но в том числе и потому, что не было рентабельности", - отметил он.
В целом, по его словам, на пике в 2013-2014 году мировое производство доходило практически до 90 млн шкурок при потребности не более чем в 55 млн.
"Из-за этого перепроизводства рынок накачался пушниной, цена пошла вниз. Нынешнее поступление свежевыращенных шкурок на мировом рынке - менее 20 млн, сократилось более чем в 4 раза. Но в России мы с 2,3 млн ушли на 1,3 млн - не так рухнули, как мировое звероводство. У нас есть ниша, которую мы могли бы занять, особенно на внутреннем рынке, - сказал Бозов. - Работать сложно, но не невозможно. Рост цен на шкурки произошел, возможно, это поможет нам поправить пошатнувшиеся бюджеты, но и себестоимость производства возросла в целом".