Новые назначения во власти: гадания на кофейной гуще
За месяц, оставшийся до инаугурации нового президента РФ и возможного утверждения действующего президента главой кабинета министров, слухи, разговоры и спекуляции по поводу новых-старых персоналий на российском политическом Олимпе приближаются к апогею
За месяц, оставшийся до инаугурации нового президента РФ и возможного утверждения действующего президента главой кабинета министров, слухи, разговоры и спекуляции по поводу новых-старых персоналий на российском политическом Олимпе приближаются к апогею. Власть, действуя строго заговорщески, предпочитает "игру втемную". Принцип прозрачности власти, которую выбрал народ и от которой он ждет для себя ясности, понятности действий, отчетности, наконец, в России так и не зацепился.
Политические "загогулины"
Наоборот, придуманные Ельциным "нестандартные" шаги и "загогулины", отшлифованные и значительно улучшенные Путиным, прежде всего, в плане непредсказуемости выбора кандидатов на различные должности, так и останутся в нашей стране основными при формировании органов власти. Возможно, в этом и есть величайшее из упущений России в области демократии или, напротив, одно из достижений "суверенной демократии". Юмореска Жванецкого о советском государстве и "преданном" ему народе актуальности своей не потеряла.
Вот и гадают на кофейной гуще политики, политологи и журналисты, а иногда и сам народ, который, по мнению наверху, вообще этим заниматься не должен, кто кем будет в новой конфигурации власти. (О самой конфигурации речь вести бесполезно, поскольку лишь два человека - действующий и избранный - могут ее определить окончательно.)
Погадаем и мы. Абсолютно достоверно известно имя нового президента России - это Дмитрий Медведев. Хотелось бы с такой же определенностью высказаться и о главе правительства, но сам Владимир Путин, которому Медведев предложил занять этот пост, до сих пор говорит о своем новом месте работы не в утвердительной форме, а, как бы, сомневаясь, что его утвердит парламент. Это, с его стороны, высшее проявление скромности или уж очень сильная переоценка парламента.
А дальше? С весьма большой долей уверенности можно сказать, что Медведев, обсудив с министром финансов Алексеем Кудриным и главой Минрегионразвития Дмитрием Козаком вопросы формирования исполнительной власти, тем самым "застолбил" за ними места в будущем правительстве, причем места не ниже вице-премьерских. Еще можно смело утверждать, что число таких мест, скорее всего, возрастет до шести-девяти : надо будет кому-то отвечать за госкорпорации, социалку, за нацпроекты, статус которых уменьшится до программ и т.д. Да и просто надо иметь в резерве подобные должности, чтобы устроить на них хорошо зарекомендовавших членов команды.
Видимо, не будет противоречить истине и предположение о том, что недавно назначенные на свои посты глава Минздроавсоцразвития Татьяна Голикова и Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сохранят их за собой. Они удачно вписались в ансамбль и вполне, судя по всему, устраивают и действующего и избранного президентов. На этом точные и приблизительно точные прогнозы заканчиваются и начинаются собственно гадания.
Нам не дано предугадать
Гадание первое. Нынешний первый вице-премьер Сергей Иванов, в недавнем прошлом один из претендентов на высший пост страны, скорее всего, останется на своем посту. Хотя уже запущен слух о создании в нашей державе экзотического поста госсекретаря-министра иностранных дел. Этот слух действителен только в отношении Иванова, никого другого на него не прочат. Цель слуха, как и самой должности, - загадочная: то ли вывести МИД из-под контроля Медведева (хотя он, как неоднократно говорил Путин, полный соавтор всей внешней политики), то ли просто выделить Сергея Борисовича, то ли для проверки нервов ряда чиновников.
Некоторые зарубежные издания увидели в Сергее Иванове еще и кандидата на пост столичного градоначальника. Таким образом, он, как минимум, третий в списке наравне с Сергеем Собяниным (нынешний глава администрации президента) и Владимиром Кожиным (нынешний глава Управделами президента). Но, что доподлинно известно, Юрий Лужков уверен, что будет работать на посту до истечения полномочий и отвечает на вопросы о возможном перемещении по служебной лестнице односложно: "Не дождетесь!"
Гадание второе. Администрация. Слухи о том, что нынешний глава президентской администрации Сергей Собянин останется на своем посту или все-таки уйдет, как уже говорилось, например на Москву, разделились 50 на 50. В случае его ухода в качестве преемника наиболее часто упоминают замглавы администрации Владислава Суркова. Вполне логично, что человек, создавший "Единую Россию", способствовавший рождению (а также и угасанию) еще нескольких партий, идеолог "суверенной демократии", сможет весьма эффективно выстроить работу администрации для решения конкретных задач, поставленных президентом Медведевым. Единственное сомнение - Дмитрий Медведев является сторонником обычной, а не "суверенной" демократии.
Гадание третье. Силовики. Министр обороны Сердюков, как полагают, имеет больше шансов остаться, чем уйти. Во-первых, он назначен недавно и с определенной целью - навести порядок в военных финансах и избавиться от ненужных армии активов. Во-вторых, судя по последним встречам с ним действующего и избранного президентов, его работа не вызывает у них отторжения. Однажды он уже просил у Путина освободить его от занимаемой должности "по семейным обстоятельствам" (как известно, глава оборонного ведомства - зять нынешнего председателя правительства Виктора Зубкова). Однако большинство генералов, учитывая его способности в финансовой сфере, прочат его в Минфин. Но мнение генералов не так важно, если государство заинтересовано в некоем гражданском контроле над вооруженными силами.
Совбез. Вопрос стоит о том, каким быть этому органу - рабочим аналитическо-стратегическим центром или аппаратом по подготовке очередных заседаний. Если первое - то в этом случае на должность секретаря будет назначен сильный силовик. К таковым можно отнести Черкесова (ныне глава Госнаркоконтроля), Ромодановского (ныне глав ФМС), Лаврова, если за ним не оставят пост министра иностранных дел. Если второе - то грамотных аппаратчиков - бесчисленное множество. Небольшая деталь. Черкесову, по слухам, этот пост уже предлагался сразу после ухода Игоря Иванова, но что-то тогда не срослось. Судя по последовавшей за тем пикировке в прессе Черкесова с его бывшими коллегами по ФСБ, препятствием для назначения его в Совбез стали как раз эти разногласия.
ФСБ. Наблюдатели, внимательно отслеживающие питерские связи, обнаружили, что пути Медведева и Черкесова пересекались и оба были довольны совместной работой. Именно поэтому Черкесова иногда прочат на место директора ФСБ. Однако опрошенные агентством политологи затрудняются сказать, уйдет ли в ближайшее время со своего поста Патрушев. Они сходятся лишь в одном - назначен будет тот, кого предложит действующий президент. Только теперь этому ведомству придется писать документы более доходчивым языком, чтобы в них мог разобраться не только профессионал, каким был Путин, но и абсолютно штатский человек, каким является Медведев.
МВД. Средства массовой информации определили главу этого ведомства Нургалиева на должность президента Татарстана. Но, как и в случае с таким же, как Лужков, политическим тяжеловесом Шаймиевым, этот сценарий развития событий на ближайшую перспективу не реален. Тем не менее, если Нургалиеву суждено уйти в отставку, его место может занять тот же Ромодановский, ранее возглавлявший службу безопасности МВД, или направленец из ФСБ, как было с самим Нургалиевым. Единственным милиционером, который мог претендовать на высший пост в министерстве, по слухам, был Александр Чекалин, но его поспешно "ушли" на пенсию.
Подвести итог гаданиям все же было бы правильно после съезда "Единой России". На нем, как в выступлении с трибуны самого Путина, так и в кулуарах, могут быть даны ответы на некоторые вопросы, связанные с персональным составом будущей исполнительной, и, возможно, законодательной власти.
Семен Перцев
/Интерфакс/