Законопроект о внешнем управлении компаний с "недружественным" участием сменил содержание
Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU - Законопроект о внешнем управлении в значимых компаниях с иностранным "недружественным" участием, спешно сворачивающих бизнес в РФ, внесет в Госдуму не правительство, а депутаты-единороссы; доработанная версия проекта не предусматривает обязательной реализации актива, но зато разрешает бывшим собственникам вернуть себе контроль над ним, сообщает во вторник газета "Коммерсантъ".
Ранее над инициативой работало Минэкономразвития. В начале марта сообщалось, что этот документ должен стать ответом российских властей на массовые заявления иностранных компаний о приостановке деятельности в России. Обнародованная на тот момент редакция проекта предусматривала введение внешнего управления в крупных компаниях с иностранным участием с обязательной дальнейшей продажей активов. Предполагалось, что такая перспектива коснется компаний, которые более чем на 25% принадлежат иностранным лицам из "недружественных государств", если они после 24 февраля 2022 года заявили о прекращении деятельности "в отсутствие для этого очевидных экономических оснований".
Законопроект, который намерены внести в Госдуму депутаты, тоже предполагает возможность введения внешнего управления, однако без обязательной последующей реализации актива, но зато с правом бывших собственников вернуть себе контроль над ним.
Проект предусматривает два варианта работы внешней администрации. В первом внешней администрации передается в доверительное управление пакет акций иностранцев на 18 месяцев с возможностью продления на тот же срок. Второй вариант, в который можно перейти из первого, - внешняя администрация исполняет в те же сроки обязанности гендиректора компании. Собственники более 50% акций могут в любой момент обратиться в межведомственную комиссию при Минэкономразвития (МВК) с заявлением о возобновлении деятельности, а также о продаже акций компании. Из второй версии внешнего управления возможен переход к ликвидации компании или к ее банкротству, пишет "Коммерсантъ".
Внешнее управление может затронуть компании, которые на четверть находятся под контролем лица из "недружественного" государства (не включая офшоры с российскими собственниками). При этом структура должна одновременно иметь "существенное значение" для обеспечения стабильности экономики РФ: производить товары первой необходимости (в том числе с регулируемыми государством ценами), иметь крупную долю на локальном рынке ("естественная монополия" или возможность быть признанной доминирующей на товарном рынке), быть градообразующим предприятием (25% занятости в конкретном населенном пункте), единственным поставщиком (в реестре госзакупок), быть включенным в цепочку поставок значимых для РФ производств (то есть производств таких же компаний, как описанные в проекте), пишет газета.
Издание называет несколько условий для введения внешнего управления: руководство компании после 24 февраля покинуло ее, не передав полномочия, компания заявила о прекращении деятельности "в отсутствие очевидных экономических оснований", сократила более трети персонала, сократила более чем на треть объем продаж за три месяца в сравнении с тем же кварталом прошлого года или угрожает своими действиями или бездействием другим компаниям, подпадающим под такое же регулирование. Мониторингом рисков в этой сфере будет заниматься Федеральная налоговая служба (ФНС) с региональными властями и отраслевыми министерствами.
Решение о введении внешнего управления будет принимать Арбитражный суд Москвы. Инициировать обращение туда сможет ФНС с подачи МВК, куда смогут обращаться министерства или губернаторы. По умолчанию функции внешней администрации будет выполнять ВЭБ.РФ, но МВК сможет назначить и другую российскую структуру в этом качестве, пишет газета.