Непризнание не есть препятствие
Статс-секретарь-замглавы МИД РФ Григорий Карасин заявил, что непризнание Южной Осетии не может быть препятствием для работы в республике наблюдателей ОБСЕ
Москва. 4 июня. INTERFAX.RU – В Москве удивлены нежеланием ОБСЕ вести конструктивный диалог о присутствии организации в Закавказье, заявил замглавы МИД РФ Григорий Карасин. "На фоне последовательных действий России по стабилизации обстановки на грузино-югоосетинской и грузино-абхазской границах вызывает удивление и непонимание позиция ряда наших партнеров по ОБСЕ", - сказал он в четверг, выступая на заседании постоянного совета ОБСЕ.
Карасин напомнил, что в Вене уже длительное время идут дискуссии по вопросу о продолжении деятельности наблюдателей ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии. "Казалось бы, чего проще – согласовать практические параметры их работы по обе стороны границы с должным учетом мнений принимающих сторон, то есть не только Тбилиси, но и Цхинвала", - отметил российский дипломат. Именно в этом ключе, по его словам, составлен российский проект решения постсовета ОБСЕ о создании двух групп наблюдателей. "Однако наши партнеры упрямо настаивают, что мы, дескать, пытаемся решить таким образом статусные вопросы. При этом греческий проект решения об офисе ОБСЕ в Тбилиси как раз составлен на основе нереальной посылки о территориальной целостности Грузии. Очевидно, что без согласия Цхинвала работа мониторинговой миссии на территории Южной Осетии будет невозможна", - подчеркнул Карасин. "Или мы хотим совместно дать "зеленый свет" продолжению работы наблюдателей ОБСЕ, или мы и впредь будем заложниками тупиковой политизированной ситуации, выхода из которой на основе такой логики нет", - добавил он.
Замглавы МИД РФ высказал мнение, что "непризнание независимости Южной Осетии и ее нечленство в ОБСЕ не являются препятствием для полевой деятельности". "В истории организации есть прецеденты статусно нейтральной работы миссий (например, в Косово). Есть и примеры работы в странах, которые не являлись участниками ОБСЕ (например, Македония – участница ОБСЕ с 1994 г., а миссия была открыта в 1992 г.)", - отметил он.
Карасин также высказал удивление решением ОБСЕ прекратить консультации о будущем ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии. "До обидного категоричным выглядит и объявление греческого председательства ОБСЕ о приостановке консультаций в Вене о будущем ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии. Нам не совсем понятен выбранный при этом ультимативный подход – проекты мандатов, дескать, меняться не будут и смогут быть приняты, только если Россия "надумает" присоединиться к консенсусу. Такая линия противоречит функции ОБСЕ как форума гибкого и равноправного политического диалога", - сказал дипломат.
Он также упомянул прошедшие недавно выборы в Южной Осетии и напомнил, что некоторые страны ОБСЕ сразу же не признали их. "Правильный ли это сигнал со стороны внешнего мира населению этой пострадавшей во время недавней агрессии страны? Во всяком случае, такая позиция не будет способствовать изменению имиджа ОБСЕ в позитивную сторону в глазах югоосетинского населения", - уверен он.
Говоря о военном сотрудничестве России с Абхазией и Южной Осетией, Карасин отметил, что оно полностью соответствует всем международным нормам. "Как бы кому-то ни хотелось представить дело обратным образом, реализация межгосударственных соглашений между Россией, Абхазией и Южной Осетией в сферах военного сотрудничества и охраны границ полностью соответствует нормам международного права", - сказал он. Это, по словам Карасина, касается и договоренностей президентов России и Франции от 12 августа и 8 сентября 2008 года. "Отмечу, что российские военные базы в Южной Осетии и Абхазии развернуты по приглашению и с согласия властей принимающего государства, а также на основе соответствующих межгосударственных соглашений. Их размещение абсолютно легитимно и активно поддерживается населением республик. Кстати, таким же образом недавно были развернуты военные базы США в Румынии и Болгарии", - добавил он.
О пользе Женевы
В Москве признают полезность формата женевских консультаций по стабильности на Южном Кавказе и считают залогом их эффективности прямое участие представителей Абхазии и Южной Осетии. "Россия исходит из того, что обеспечение прочной стабильности и безопасности в столь чувствительном регионе невозможно без участия международного сообщества. В этом плане мы считаем полезной созданную на основе договоренностей Медведева – Саркози женевскую дискуссионную площадку, рассматриваем ее в качестве хорошего вспомогательного рычага для принятия решений в ООН и ОБСЕ", - сказал Карасин. "Состоявшиеся в октябре 2008 г. пять раундов дискуссий показали, что, несмотря на имающиеся существенные разногласия в позициях участников, этот форум может оказаться полезным. В условиях сохраняющейся напряженности в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, женевские дискуссии дают возможность снятия остроты через обмен информацией и совместное обсуждение приемлемых для всех мер доверия и безопасности. Отмечу, что залогом жизнеспособности Женевы является прямое участие в дискуссиях представителей Абхазии и Южной Осетии", - подчеркнул он.
Дипломат напомнил, что в мае этого года российская делегация представила в Женеве набор принципов для подготовки проектов соглашений о неприменении силы между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией, которые имели бы юридически обязывающий характер. "Уверен, что включение соответствующих пунктов о необходимости заключения соглашений о неприменении силы в решения ОБСЕ и резолюции Совета безопасности ООН также пошли бы на пользу делу", - сказал он.
Карасин отметил, что согласованные в ходе февральского раунда "Предложения по совместным механизмам предотвращения и реагирования на инциденты" стали первым практическим документом с участием абхазской, грузинской и югоосетинской сторон после августовских событий прошлого года. 23 апреля с.г. в п. Эргнети состоялась первая встреча в рамках данного механизма. "Расцениваем это как успех, который необходимо развивать. 29 мая прошла вторая встреча в п. Двани. Есть планы организовать очередной обмен мнениями 11 июня. Видно, что с необходимостью налаживания регулярной работы механизмов согласны все участники. Вот тот пример, которому надо следовать", - сказал он. "Если мы действительно хотим стабильности в регионе и налаживания нормального языка общения (что является единственно возможным условием для Грузии восстановить добрососедские отношения с близкими ей народами), то нужно оставить наблюдателей ОБСЕ и в Южной Осетии, и в Грузии, найдя приемлемые компромиссы. Грузинской политической элите пора умерить геополитические амбиции и приступить к поэтапной нормализации отношений с соседями. В конечном счете именно это дает возможность Тбилиси занять достойное место в региональной политике", - заявил замминистра.
По его словам, "все мы стоим перед выбором – продолжение политической конфронтации с иллюзорной целью силового возврата утраченных народов и территорий или разумный поиск приемлемых для всех решений, укрепляющих, а не подрывающих стабильность и доверие. Для правильного выбора нам как никогда нужны ответственность и реализм".
О малых народах
Россия не намерена снимать с себя ответственность за предотвращение насилия по отношению к малым народам в Закавказье, и расценивает как политическую недальновидность поддержку некоторыми странами Запада перевооружения Грузии. "Дальнейшее перевооружение грузинской армии, содействие в восстановлении военной инфраструктуры, подготовки сил спецназначения со стороны некоторых стран Запада лишь поощряют официальный Тбилиси к продолжению воинственного курса, политики угроз и провокаций в отношении своих соседей, к росту напряженности в регионе. Обидно, что далеко не все в мире понимают опасность поддержки авантюрного курса сегодняшнего грузинского руководства", - заявил Карасин.
"Что касается России, то мы не можем позволить себе политической роскоши оставаться равнодушными к происходящему. Вопрос стабильности в Закавказье – это и вопрос нашей стратегической безопасности. Мы не вправе снять с себя ответственность за предотвращение насилия и несправедливости по отношению к малым народам", - отметил он. По его словам, продолжительные митинги грузинской оппозиции, "углубляющаяся внутриполитическая нестабильность в Грузии подтверждают серьезные системные сбои в работе нынешней государственной машины Грузии".
Он также отметил стремление ряда западных государств "скрыть военное сотрудничество с грузинской стороной, в том числе путем его маскировки под "гуманитарную помощь в преодолении последствий конфликта". "Не можем расценивать это иначе, как политическую недальновидность", - подчеркнул он.
/Интерфакс/