Муратов сравнил отъезд журналистов и правозащитников из России с "философским пароходом"
Журналистику он назвал антидотом от тирании
Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU - Главный редактор "Новой газеты", лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов в своей нобелевской речи сравнил ситуацию с правозащитниками и журналистами, покидающими Россию из-за применения законодательства об "иноагентах", с "философским пароходом", на котором из России уехали сотни виднейших представителей интеллектуальной элиты.
"Журналистика в России сейчас переживает темные времена. За несколько последних месяцев уже более ста журналистов, медиа, правозащитников и НКО получили статус "иностранных агентов". В России это - "враги народа". Многие наши коллеги остались без работы. Кто-то вынужден уехать из страны. У человека отбирают привычную жизнь на неизвестное время. Может, и навсегда...", - сказал он.
Главред напомнил, что в 2022 году исполнится сто лет с тех пор, как 29 сентября из Петрограда отошел в Германию, в порт Штеттен, "философский пароход" - один из нескольких рейсов, на котором большевики выдворили из России почти 300 виднейших представителей интеллектуальной элиты, в том числе будущего изобретателя вертолетов Игоря Сикорского, создателя телевидения Владимира Зворыкина, философов Семена Франка и Ивана Ильина, Питирима Сорокина.
"Крупнейший мыслитель Николай Бердяев тоже был там. Как и всем, ему разрешили взять пижаму, две рубашки, две пары носков и зимнее пальто. Так Родина попрощалась со своими великими гражданами: вещи оставляйте, а мозги можете забирать с собой. С журналистами и правозащитниками сегодня картина повторяется. Теперь вместо "философского парохода" улетает "журналистский самолет". Это метафора, конечно, но десятки представителей нашей профессии покидают Россию", - сказал нобелевский лауреат, добавив, что "кого-то лишили и такой возможности".
Он напомнил о журналисте Орхане Джемале, чья вдова Ирина Гордиенко работает в "Новой газете", операторе Кирилле Радченко и режиссере Александре Расторгуеве, которых "безжалостно расстреляли в Центральноафриканской Республике, куда они приехали расследовать деятельность одной из российских частных военных компаний". "Бесценные вещественные доказательства - одежда погибших была просто сожжена полицейскими властями ЦАР! Никаких результатов не добилось российское следствие. Да и международное тоже. Генсек ООН Антониу Гутерриш обещал содействовать в расследовании. Он, наверное, забыл об этом. Вот, напоминаю", - сказал Муратов.
Полученная им Нобелевская премия мира - "премия - всей настоящей журналистике". "Эта премия моим погибшим коллегам из "Новой газеты" - Игорю Домникову, Юрию Щекочихину, Анне Политковской, Анастасии Бабуровой и Стасу Маркелову, Наташе Эстемировой. Эта премия и живым коллегам, сообществу, которое выполняет профессиональный долг", - сказал Муратов.
Он напомнил, что в русском и английском языках есть поговорка: "Собака лает, а караван идет" - "The dog barks, but the caravan goes on". "Ее трактуют так: движению вперед каравана ничто не помешает. Иногда власть так пренебрежительно говорит о журналистах: "Они лают, но ни на что не влияют". А я недавно узнал, смысл поговорки имеет противоположное значение. Караван идет вперед, потому что собаки лают. Рычат и кидаются на хищников в горах и пустынях. И движение вперед возможно только, когда они сопровождают караван. Да, мы рычим и кусаем. У нас клыки и хватка. Но мы - условие движения. Мы - антидот от тирании", - сказал Муратов.
"Давайте встанем и почтим минутой молчания наших с Марией Рессой коллег-репортеров, отдавших жизни за эту профессию, и поддержим тех, кто подвергается преследованиям. Я хочу, чтобы журналисты умирали старыми", - сказал перед этим главред "Новой".
После этого участники и гости церемонии встали и почтили память журналистов.
Свою речь Муратов начал с выдержек из нобелевской лекции академика Андрея Сахарова, процитировав его слова о том, что "мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны".
Однако, констатирует Муратов, сегодня "мир разлюбил демократию, мир разочаровался в правящих элитах, мир потянулся к диктатуре". "Возникла иллюзия, что прогресса можно достигнуть технологиями и насилием, а не соблюдением прав и свобод человека. (...) Диктатуры обеспечили себе упрощенный доступ к насилию", - пояснил Муратов.
Он отметил, что сейчас в России "борются две тенденции": с одной стороны, президент России помогает установить памятник к 100-летию академика Сахарова, а с другой Генпрокуратура России требует ликвидировать созданный Сахаровым "Мемориал"" (признан российскими властями НКО-иноагентом).
"Мемориал" занимается реабилитацией жертв сталинских репрессий. А обвиняют его прокуроры в "нарушении прав человека"! Напомню, "Мемориал" создал Сахаров. Может, памятник мертвому Сахарову безопасней, чем его живой действующий проект?" - сказал он и добавил, что "Мемориал" - не "враг народа", а "друг народа".
Муратов также призвал к прекращению милитаристской риторики и пропаганды войны, процитировав слова другого нобелевского лауреата, экс-президента СССР Михаила Горбачева.
"Прекратить ястребиный клекот!". Чем не современная программа для политики и журналистики - наладить жизнь без похоронок?" - заявил Муратов он и напомнил, что этими словами Горбачев 18 апреля 1988 года на заседании Политбюро прервал требование одного из министров оставить советские войска в Афганистане.
Между тем сегодня, отметил Муратов, в России и других странах стала популярной мысль, что "те политики, которые избегают крови - слабые люди", а "угрожать миру войной - долг настоящих патриотов".
"Власть активно продает идею войны. (...) Под влиянием агрессивного маркетинга войны люди привыкают к мысли о её допустимости", - посетовал он, возложив на "правительства и близких к ним пропагандистов" "всю полноту ответственности за милитаристскую риторику на государственных телевизионных каналах".
По его словам, "гибридные боевые действия, трагическая, безобразная и преступная история с "Боингом МН-17" разрушили отношения России и Украины", и "в больных головах геополитиков война России и Украины перестала казаться невозможной".
Но, добавил он, к событиям на востоке Украины добавился кризис с беженцами на границе Белоруссии и ЕС, который Муратов называет "игрой Александра Лукашенко на грани большой крови". "Его военные гонят под автоматами беженцев с Ближнего Востока на цепи автоматчиков, охраняющих границы Евросоюза. Стороны обвиняют друг друга, а обезумевшие люди мечутся буквально между двух огней", - заявил нобелевский лауреат.
Церемония награждения Нобелевской премией мира лауреатов - Муратова и филиппинской журналистки Марии Рессы - прошла в Осло 10 декабря. Нобелевский комитет удостоил их этой награды "за их усилия по защите свободы слова, которая является условием для демократии и прочного мира".
Раньше Муратов обещал передать денежную часть премии на благотворительность и поддержку независимой журналистики. Вскоре после того, как он узнал о присуждении ему премии он в беседе с президентом Владимиром Путиным поднял вопрос о пересмотре или отмене законов об иноагентах. Президент согласился, что эти законы можно проанализировать на предмет неточных формулировок.