Кому "Везёт", у того и петух снесет. Обобщение

Кому "Везёт", у того и петух снесет. Обобщение
Фото: Андрей Махонин/ТАСС

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU - Взаимоотношения "Яндекс.Такси", стремящегося к масштабированию своего бизнеса в регионах за счет покупки группы "Везёт", и российского антимонопольного регулятора в последние полтора года напоминали что-то вроде упражнения в комическом жанре. Покупатель появлялся, терпеливо ждал, порывисто уходил, затем возвращался, чтобы получить окончательный отказ. Однако упорство, кажется, принесло плоды: спустя полтора года "Яндексу" вроде бы удалось найти способ купить активы "Везёт" без необходимости согласовывать сделку с Федеральной антимонопольной службой.

Правда, ее масштабы в обновленном формате выглядят гораздо скромнее. Теперь "Яндекс.Такси" получит от "Везёт" только колл-центры и сервис по заказу грузоперевозок, причем количество регионов, в которых будет осуществлена интеграция, будет ограничено. Именно региональный аспект в конце прошлого года повлиял на отказ ФАС согласовать сделку. По оценке регулятора, вместе агрегаторы могли занять около 70% российского рынка такси.

ФАС никак не прокомментировала новый формат сделки, и пока роль критика монополий берет на себя "Ситимобил" (по сути, это главный конкурент "Яндекс.Такси" после его объединения с Uber и сосредоточения ресурсов Gett в корпоративном сегменте).

"Сделка "Яндекс Такси" и "Везёт" усилит перекос конкуренции на рынке и создаст риск формирования монополиста в сегменте агрегаторов такси", - заявила компания.

Пришел, увидел, захотел купить

Впервые "Яндекс.Такси" и "Везёт" сделали объявление о предстоящей сделке еще в июле 2019 года. Тогда такси-вертикаль "Яндекса" планировала выкупить софт и колл-центры "Везёт". Финансовые условия предполагали, что до конца 2019 года нынешние акционеры "Везёт" получат до 3,6% акций "Яндекс.Такси" и до $71,5 млн при условии успешного достижения KPI.

При таких параметрах "Яндекс.Такси" направлял в ФАС ходатайство, однако в октябре 2019 года компания его отозвала из-за обновления структуры сделки. В список приобретаемых активов покупатель добавил сервис грузоперевозки "Везёт Добро" - и снова обратился к регулятору. Финансовые параметры сделки в этот раз в компании раскрывать отказывались.

Рассмотрение этого ходатайства затянулось на полгода, однако регулятор так и не успел вынести свое решение в связи с тем, что "Яндекс.Такси" в разгар пандемии вновь отозвал ходатайство. "Компания хочет пока сосредоточиться на поддержке текущих партнеров - водителей и таксопарков - в условиях снижающегося спроса на рынке", - сообщал "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом сделки.

Впрочем, оказалось, что "Яндекс.Такси", оправившись от COVID-19, в четвертый раз обратился к антимонопольному регулятору. Рынок узнал об этом уже после того, как ФАС окончательно отказала сторонам в совершении сделки. Масштаб приобретения, о котором стало известно благодаря публикации регулятора, оказался гораздо крупнее, чем можно было предположить: "Яндекс.Такси" собирался купить всего агрегатора "Везёт", включая все торговые знаки такси группы: Fasten, "Лидер", RedTaxi. Сумма сделки также не раскрывалась.

Лучше колл-центр в руках

Лучший способ все же провести сделку, столкнувшуюся с непреодолимым барьером в лице ФАС - вывести ее из-под антимонопольного регулирования вовсе, посчитал "Яндекс".

Во вторник компания объявила о сделке по покупке колл-центров и бизнеса по заказу грузоперевозок ГК "Везёт". Акционеры "Везёт" получат до $178 млн, значительная часть средств будет выплачена по результатам интеграции. Предполагается, что сделка будет закрыта во II квартале 2021 года.

"С одной стороны, по моей оценке, цена нынешней сделки примерно в 1,5-2 раза меньше, чем объявленной полтора года назад. С другой, круг приобретаемых активов уже, и есть большая вероятность, что за полтора года "Везёт" ухудшил свои позиции - в том числе из-за пандемии COVID-19", - считает аналитик BCS Мария Суханова.

В этот раз сделка не распространяется на покупку софта (как предполагалось в первом варианте), а соглашение между "Яндекс.Такси" и "Везёт" будет действовать в ограниченном количестве регионов, отмечается в сообщении компании.

Представитель "Яндекс.Такси" не стал называть "Интерфаксу" конкретные регионы, где будет осуществляться интеграция с "Везёт", однако отметил, что она будет разбита на этапы по географии и срокам. "График интеграции будет анонсирован отдельно для партнеров каждого региона", - отметили в пресс-службе.

По словам представителя компании, в этот раз сделка не потребует одобрения ФАС в связи с тем, что балансовая стоимость активов попадает в диапазон, который не требует согласования по законам РФ.

В результате интеграции клиенты "Везёт" смогут заказывать такси по телефону, а также использовать для этого приложение Яндекс Go. В свою очередь, водителям "Везёт" будет предоставлена возможность перейти на специальную платформу "Яндекса" для перевозок и логистической службы.

По оценке аналитиков "ВТБ Капитала", доля "Везёт" на рынке такси в 2020 году могла упасть до 5-6% с 12% в 2019 году из-за пандемии коронавируса. Это, в свою очередь, привело к сокращению оборота компании до 35-41 млрд рублей по итогам года, считают эксперты.

По прогнозу аналитиков, на оборот "Яндекс.Такси" в 2021 г сделка существенно не повлияет. С учетом того, что ее планируется закрыть во II квартале 2021 года, "Яндекс.Такси" сможет включить результаты "Везёт" в свою отчетность с июня. Вклад "Везёт" в оборот "Яндекс.Такси" может составить 17 млрд рублей по итогам года, а без учета "Везёт" оборот "Яндекс.Такси" может составить 439 млрд рублей, считают в "ВТБ Капитале".

В целом, аналитики, опрошенные "Интерфаксом", сходятся во мнении, что сделка, несмотря на ограниченное количество регионов, позволит "Яндекс.Такси" усилить позиции в небольших городах.

"Изначально покупка активов "Везёт" планировалась в целях усиления присутствия в регионах, но наткнулась на запрет ФАС. Теперь "Яндекс" реструктурировал сделку так, чтобы одобрение ФАС не потребовалось, но цель явно остаётся прежней", - считают аналитики "Велес Капитала".

В свою очередь аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин отмечает, что сделка также поможет укрепить позиции "Яндекс.Такси" в грузовом сегменте, который пока не так развит, как пассажирские перевозки. Кроме того, интеграция с "Везёт" поможет "Яндекс.Такси" развивать фудтех-бизнес, считают в "ВТБ Капитале".

В то же время ограниченное раскрытие информации не позволяет полностью оценить то, как сильно сделка может повлиять на конкурентные позиции "Яндекса" на рынке такси, отмечают эксперты.

Новости

Хроники событий
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5595 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне11 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2069 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии130 материалов
Нападение на Crocus City HallНападение на Crocus City Hall327 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });