Иран решили "перезагрузить"
Обама в видеообращении к иранскому народу заявил о том, что США готовы к нормализации отношений. Иранская сторона оценила предложение сдержанно, пожелав не слов, а действий
Москва. 20 марта. INTERFAX.RU - В преддверие лондонской встречи с президентом Дмитрием Медведевым глава вашингтонской администрации Барак Обама простер руку дружбы Тегерану, косвенно послав тем самым и очередной позитивный сигнал Москве, где жест американского лидера не преминули похвалить. В видеообращении к иранскому народу в ночь на пятницу Обама заявил о желании нормализовать отношения с Тегераном. Он отметил, что его администрация "теперь намерена проводить дипломатический курс, который бы охватывал все проблемы, которые стоят перед нами". "Также мы стремимся наладить конструктивные отношения между США, Ираном и международным сообществом. Угрозы не способствуют продвижению этого процесса. Напротив, мы выступаем за честный диалог, основанный на взаимном уважении", - сказал Обама .
По словам президента США, его цель - "напрямую обратиться к жителям и лидерам Ирана". Президент США хотел бы предложить Ирану "будущее, в котором прошлые разногласия преодолены". Однако Обама предупредил, что Ирану тоже предстоит сделать важный "выбор". "США хотят, чтобы Исламская республика Иран заняла принадлежащее ей по праву место в международном сообществе, однако нельзя получить это место, используя оружие и терроризм", - сказал президент.
В Тегеране сочли положительным содержание обращения президента США. "Конечно, это послание - положительный момент", - заявил в пятницу в Стамбуле министр энергетики Ирана Парвиз Фаттах. В то же время, он подчеркнул, что одних заявлений недостаточно для нормализации отношений между Тегераном и Вашингтоном. "Одних слов мало, нам нужны действия", - сказал министр.
Замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков позитивно оценил миролюбивый шаг Обамы. "Мы это приветствуем. Для нас важно, что новая администрация США имеет в виду (предпринять - "ИФ") шаги навстречу Тегерану в политико-дипломатической сфере. Мы считаем этот путь оптимальным", - сказал дипломат в пятницу на пресс-конференции в Москве.
В то же время замминистра подчеркнул, что в Москве по-прежнему не усматривают военного характера в реализуемой Ираном ядерной программы. "Мы по-прежнему считаем, что каких-то признаков переключения этой программы на военные цели, о чем говорят многие и в политологическом сообществе, да и в дипломатических кругах, мы на данном этапе не видим", - сказал Рябков. По его словам, "мы в этом плане полностью солидарны с теми выводами, которые содержатся, в частности, в последнем докладе гендиректора МАГАТЭ господина (Мухаммеда) эль-Барадея".
Рябков отметил, что именно политико-дипломатическое урегулирование иранской ядерной проблемы является наилучшим "с точки зрения снятия тех озабоченностей, которые имеются и у США, и у международного сообщества в связи с реализацией Ираном своей ядерной программы". "Российская Федерация считает, что именно политико-дипломатический путь, усилия в направлении завязывания субстантивного диалога с Ираном по всем этим вопросам способны восстановить доверие к исключительно мирному характеру иранской ядерной программы", - сказал Рябков.
Он в очередной раз отверг инсинуации по поводу якобы обсуждаемой Москвой и Вашингтоном сделки, связанной с возможным отказом США от размещения элементов ПРО в Европе в обмен на помощь России в урегулировании иранской ядерной программы. Вместе с тем, по его словам, "мы идем по пути, который должен в конечном счете привести к исчезновению оснований беспокойства по поводу иранской ядерной программы". "Путь, предложенный Российской Федерацией, это путь диалога, интенсивного обсуждения пакетного предложения, которое с нашим участием и участием США было разработано в прошлом году", - сказал Рябков. "Я думаю, что если мы окажемся успешными в этих усилиях и признаем в итоге то, что оснований испытывать озабоченность по поводу того, что Иран предпринимает в ядерной сфере, нет, тогда, следуя сигналам нынешней администрации (США - ИФ), возникнет вопрос, какие выводы из этого могут быть сделаны с точки зрения планов размещения в Европе третьего позиционного района", - отметил замминистра.
По его словам, "выход к пониманию, что эта угроза (иранская ядерная программа - ИФ) отсутствует, естественным образом заставит задуматься о том, что же соответствующие страны смогут теперь предпринимать в отношении планов создания ПРО". "Я именно так понимаю логику новой администрации США", - подчеркнул Рябков.
Важным моментом "иранской игры», по мнению наблюдателей, стало недавнее однозначное заявление Москвы о том, что Россия не поставляет ракетный комплекс С-300 в страны Ближнего и Среднего Востока, в том числе Ирану. "Мы подтверждаем тот факт, что Россия не поставляет С-300 Ирану, как и всем странам Ближнего и Среднего Востока", - сказал "Интерфаксу" представитель департамента информации и печати МИД РФ.
Собеседник агентства подчеркнул, что вооружения, которые Россия в прошлом поставляла Ирану, носили исключительно оборонительный характер и не могли способствовать дестабилизации обстановки в регионе.
Между тем госдепартамент США намерен на следующей неделе направить высокопоставленного дипломата в Москву на конференцию Шанхайской организации сотрудничества, посвященную Афганистану, для того, чтобы подготовить почву для возможных американо-иранских переговоров.
По данным Wall Street Journal, в Москву делегируют заместителя помощника госсекретаря по Южной и Центральной Азии Патрик Мун. "Высокопоставленные американские чиновники говорят, что этот шаг нацелен на то, чтобы поддержать стратегию президента Барака Обамы, предусматривающую стабилизацию Афганистана благодаря поддержке со стороны его ключевых соседей, таких как Иран, Россия и Китай", - пишет издание. Как отмечает газета, американские чиновники утверждают, что "Россия и Китай ясно дали понять, что они хотят тесно сотрудничать с Вашингтоном для того, чтобы добиться стабилизации в Афганистане". В случае, если Мун добьется успеха, появится реальная возможность организовать первые переговоры администрации Обамы с представителями Ирана, говорится в статье.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/