Не женское это дело
Верховный суд РФ согласился с запретом принимать женщин на работу машинистами поездов метро, посчитав, что данные ограничения не являются дискриминацией
Москва. 2 марта. INTERFAX.RU - Верховный суд РФ посчитал, что управлять электропоездами - не женское дело, признав законным запрет брать представительниц слабого пола на работу машинистами поездов метро.
Таким образом, как передал корреспондент "Интерфакса", суд сегодня отклонил иск студентки одного из вузов Санкт-Петербурга Анны Клевец, которая оспаривала раздел "Перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается использование труда женщин". Согласно этой части документа, утвержденного правительством РФ, представительницам прекрасной половины человечества запрещено работать машинистами и помощниками машинистов поездов.
Как пояснила в суде представитель Клевец Анна Гвоздицких, ее клиентка обратилась в суд в связи с тем, что в ноябре прошлого года в петербургском метрополитене ее отказались принять на работу помощником машиниста. По словам юриста, девушке отказали на основании обжалуемого пункта постановления правительства. "Мы считаем, что данный пункт противоречит нормам Трудового Кодекса, где говорится о равных возможностях организации труда для мужчин и женщин", - сказала Гвоздицких. По ее мнению, оспариваемая часть документа также противоречит одной из конвенций Международной организации труда (МОТ), где говорится, что различия, устанавливаемые только по половому признаку, являются дискриминацией.
При этом, объясняя, почему Клевец решила устроиться помощником машиниста, Гвоздицких сказала, что в период мирового финансового кризиса ее клиент хотела бы иметь стабильную работу, где ей будут даны социальные гарантии.
Со своей стороны, представители ответчика, которым выступило Миздравсоцразвития РФ, просили отклонить иск Клевец. Представитель министерства Елена Андреева назвала требования девушки необоснованными и сказала, что работа помощника машиниста является подземным видом работ, а, значит, труд женщин по этой специальности должен быть ограничен. По ее словам, в конвенции МОТ, на которую ссылаются истцы, говорится о том, что дискриминацией не является установление предпочтений, основанных на необходимости социальной защиты. "Женщины, как говорится в этой конвенции, находятся под защитой государства", - сказала Андреева.
По словам другого представителя Минздравсоцразвития Валерия Кошева, в гигиенических нормах об условиях труда, установленных Роспотребнадзором, говорится о пределах не только физической, но и эмоциональной нагрузки, а "если речь идет о женщинах, то должна быть исключена степень риска для собственной жизни, и для жизни других людей". Он также отметил, что существует масса факторов, которые не позволяют женщинам работать помощниками машиниста или машинистами. "Данные ограничения разумны", - сказал он.
Представители истицы, между тем, призывали улучшить условия труда машинистов и их помощников, чтобы появилась возможность допускать к этой работе женщин. "Мы не оспариваем, что вредные факторы имеют место быть, но запрет - это неправильный способ реагирования. Производственный шум, микроклимат, отсутствие природного освещения, но ведь дежурные по станции также подвергаются воздействию этих факторов", - сказала, в свою очередь, Гвоздицких.
В свою очередь, суд оставил без удовлетворения заявление Клевец, но при этом отметил, что решение может быть обжаловано в кассационном порядке. Гвоздицких при этом затруднилась сказать, будет ли решение суда обжаловано, поскольку суд зачитал только резолютивную часть, и мотивировки решения неизвестны. "Мы подождем мотивировочной части, и тогда решим", - сказала правозащитник "Интерфаксу".
Стоит отметить, что в СССР после войны профессия машиниста электропоезда метро считалась исключительно мужской, однако рабочих рук не хватало. Поэтому женщин стали допускать к вождению. Однако в 1983 г. новым Трудовым кодексом работа эта была признана вредной для представительниц слабого пола.
"Ко времени выхода этого перечня в метро было много женщин-машинистов. Новых с тех пор мы не набираем, однако ко времени выхода документа не было указания, что делать с теми, кто уже работает", - рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе московского метро. По словам собеседника агенства, не было указаний об увольнении женщин-машинистов. "Они продолжали работать, постепенно уходя на пенсию. Сейчас в московском метро работает одна женщина-машинист в электродепо "Северное" Сокольнической линии, - отметили в пресс-службе. - Мы закон соблюдаем, и женщин по профессии машинист не берем".
/Интерфакс/