Gett следом за Яндекс.Такси стал страховать пассажиров добровольно на 2,5 млн рублей
Москва. 5 апреля. INTERFAX.RU - СК "Сбербанк страхование жизни" застраховала пассажиров такси, вызванных через мобильное приложение Gett в России, говорится в сообщении страховщика. Страхователем по договору выступает агрегатор поездок Gett. Каждый пассажир застрахован от несчастных случаев на время поездки, на ее стоимость страхование не влияет. Пассажиры застрахованы на случай травм, инвалидности I-III группы или ухода из жизни в результате дорожно-транспортного происшествия.
Как пояснили "Интерфаксу" в страховой компании, "страховая сумма на одну поездку установлена исходя из максимального количества разрешенных посадочных мест в транспортном средстве - 10 млн рублей. Лимит страхового обязательства по каждому застрахованному по всем страховым случаям устанавливается в размере 2,5 млн рублей. При наступлении ДТП для всех участников оформляется процессуальный документ МВД, в котором отражаются сведения о ДТП, включая сведения о пострадавших в результате ДТП. Этот документ будет запрашиваться у пострадавшего как раз для того, чтобы подтвердить, что пассажир такси находился в нем и пострадал в результате ДТП".
Поскольку между пассажиром и страховщиком нет прямых договорных отношений, в "Сбербанк страховании жизни" дают следующие рекомендации пассажирам такси Gett о действиях по урегулированию убытка: "Пострадавший может напрямую обратиться в колл-центр страховщика и в службу поддержки Gett. Там ему сообщат, какие конкретно документы он должен предоставить. Кроме того, информацию о ДТП и пострадавших в страховую компанию должен передать и сам Gett".
В компаниях Gett и "Яндекс.Такси" работает система обмена заказами, поэтому по вызову Gett к пассажиру может прибыть машина с символикой "Яндекс.Такси".
"Это ничего не меняет в защите пассажира", - считает представитель страховщика. "Факт поездки через Gett фиксируется в момент вызова такси через приложение", - сказал он, добавив при этом, что "моментами начала и окончания перевозки считаются посадка пассажира в салон транспортного средства и выхода пассажира из салона транспортного средства соответственно".
Яндекс.Такси был пионером
Агрегатор "Яндекс.Такси" заключил аналогичный договор в 2018 году, страховыми партнерами по добровольному страхованию пассажиров выступают АО СК "Альянс", СПАО "Ингосстрах" и АО "Группа Ренессанс страхование". В феврале 2018 года "Яндекс.Такси" и Uber закрыли сделку по объединению бизнеса в России и соседних странах. Таким образом, страховщик агрегатора Uber - "ВТБ Страхование" (входит в группу "СОГАЗ" ) также опосредованно стал партнером "Яндекс.Такси". Как сообщалось, ответственность агрегаторов в отношении одного пассажира страховалась на 2 млн рублей.
По итогам 2018 года, согласно статистике ЦБ, в секторе страхования от несчастного случая (НС) в РФ в целом было застраховано 578,8 млн человек. Из этого количества 377 млн человек было застраховано по категории "иных граждан" (или 65% от всех застрахованных лиц по всему рынку НС). Категория "иных граждан" как раз включает застрахованных по НС пассажиров такси.
По итогам 2018 года компания "ВТБ Страхование" застраховало в общей сложности 483,9 млн человек по НС (то есть 83,6% от общероссийского показателя всех застрахованных по НС).
При этом у "ВТБ Страхования" в категории "иных граждан" застраховано 331,6 млн человек, что составляет почти 88% всех застрахованных от несчастного случая в России по данной категории. Таким образом, совокупная ответственность страховщика по договору страхования пассажиров такси оказывается на уровне 649 трлн рублей.
Согласно отчетности за тот же период других страховщиков-партнеров, в категории застрахованных по НС "иных граждан" охват страхованием в сотни раз меньше. У "Ингосстраха" показатель составил 1,7 млн человек, у компании "Ренессанс страхование" - 1,3 млн человек, у компании "Альянс" - 221 тыс. человек.
Все ждут закона
Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светлана Гусар напомнила "Интерфаксу", что депутаты Госдумы выступили с инициативой распространить действие закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков на перевозки такси, был подготовлен соответствующий законопроект, он был принят Госдумой в первом чтении. Однако рассмотрение вопроса о страховании пассажиров такси было отложено "до принятия изменений в профильный закон о такси, работа над которым продолжается комитетом по транспорту Госдумы", сказала она.
Если страхование ответственности такси перед пассажирами станет обязательным, то в закон об ОСГОП внесут соответствующие поправки. По закону, скорее всего, действующие добровольные договоры защиты пассажиров будут перезаключаться по обязательным правилам с последующим зачетом неиспользованной премии, предположила Гусар.
В любом случае агрегаторам полезно начать сотрудничество со страховщиками, не дожидаясь принятия закона, чтобы начать отработку взаимодействия по щадящей модели взаимодействия, считает она.
Светлана Гусар также отметила, что Московский городской суд 4 апреля этого года удовлетворил иск пассажирки Елены Гращенковой к "Яндекс.Такси" о возмещении ущерба в ходе поездки. "Это решение суда считается прецедентным, поскольку оно распространяет ответственность за безопасность пассажира во время перевозки такси не только на самого автоперевозчика, но и на агрегатора как организатора этой поездки. Некоторое время назад на эту тему эксперты транспортной отрасли, страховщики и правозащитники вели ожесточенные споры", - сказала она агентству.