В Baring Vostok ответили на заявления о давлении на экс-предправления банка "Восточный"
Москва. 28 февраля. INTERFAX.RU - Действия задержанных сотрудников и менеджеров Baring Vostok находились исключительно в правовом поле, заявили "Интерфаксу" в компании в ответ на утверждения представителя акционера банка "Восточный" Шерзода Юсупова о давлении на бывшего председателя правления кредитной организации Алексея Кордичева.
"Мы убеждены, что все задержанные действовали исключительно в правовом поле, и уверены, что суд установит это, изучив материалы дела", - говорится в ответе Baring Vostok на запрос "Интерфакса".
"BVCP считает, что его сотрудники и менеджмент портфельных компаний - это участники коммерческого спора и не должны находиться под арестом", - добавили в компании.
Позиция потерпевшего
Во вторник на заседании Мосгорсуда, который рассматривал вопрос о законности ареста экс-предправления "Восточного" Кордичева, представитель Юсупова, признанного потерпевшим по "делу Baring Vostok", заявил, что фонд оказывал давление на банкира и может продолжить это делать.
"Как мы сами видели в средствах массовой информации, представители группы Baring способны оказать колоссальное давление через СМИ. Они обладают колоссальным финансовым ресурсом, административным ресурсом, лоббистским ресурсом. За них (арестованных сотрудников Baring Vostok - ИФ) подписываются и говорят флагманы российской экономики, бизнесмены руководители федеральных агентств", - заявил представитель Юсупова Владислав Тепляшин.
Он отметил, что, с точки зрения потерпевшей стороны по уголовному делу в лице Юсупова, "ситуация с господином Кордичевым отличается от других участников данной группы лиц (фигурантов дела Baring Vostok - ИФ)".
"Если там понятен их прямой корыстный мотив, то в данной ситуации, мы считаем, что он (Кордичев - ИФ), в первую очередь, действовал под давлением. (...) Понятно, что под таким давлением господин Кордичев, фактически понимая, что, если он не подпишет подобных документов (отступное соглашение между "Восточным" и НАО "Первое коллекторское бюро" - ИФ) - он потеряет работу, потеряет ее навсегда и дальше не сможет работать. Это очевидно", - сказал Тепляшин.
"Но ведь эта ситуация не изменилась никак. Если он (Кордичев - ИФ) сейчас окажется на свободе, куда денется это сумасшедшее давление? Оно никуда не денется. Указания этих людей по-прежнему будут поступать ему. Но только если раньше он был защищен статусом руководителя банка, то сейчас у него такой защиты нет", - подчеркнул юрист.
"По сути, для данных господ - других членов группы, он (Кордичев - ИФ) некий отработанный материал, который представляет из себя интерес в том смысле, что ему нужно потенциально заткнуть рот. И когда он окажется на свободе под огромным давлением, если он даже сам сейчас и не желает куда-то бежать и скрываться, какие у него будут варианты после того, как ему, вполне вероятно, вежливо могут объяснить его собственный интерес в деле?" - добавил Тепляшин.
Дело Baring Vostok
Baring Vostok - один из старейших и крупнейших игроков на российском рынке прямых инвестиций. Фонд входит в состав акционеров таких компаний, как Ozon, "Вкусвилл", Etalon Group, Gett, "ЭР-Телеком", "Новомет", банк "Восточный" и др.
Следственный комитет России 13 февраля 2019 года по материалам ФСБ возбудил уголовное дело о хищении 2,5 млрд рублей банка "Восточный", (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в рамках которого были задержаны и с санкции Басманного суда Москвы заключены под стражу четыре сотрудника Baring Vostok.
Фигурантами расследования стали основатель и старший партнер фонда Майкл Калви, партнер Ваган Абгарян, партнер по индустрии финансового сектора Филипп Дельпаль, директор по инвестициям Иван Зюзин, а также генеральный директор НАО "Первое коллекторское бюро" (ПКБ) Максим Владимиров и Кордичев, ныне занимающий пост советника предправления "Норвик банка".
С заявлением о преступлении в ФСБ, как следовало из оглашенных в Басманном суде материалов дела, 7 февраля обратился член совета директоров "Восточного" Юсупов, который сообщил, что в 2017 году его ввели в заблуждение, чтобы он проголосовал за отступное соглашение по кредитному договору на 2,5 млрд рублей, заключенному между банком и ПКБ в 2015 году.
Следствие полагает, что стоимость 59,9% акций компании International Financial Technology Group (IFTG), которые ПКБ передало в качестве отступных, составляла 600 тыс. рублей и, таким образом, была существенно меньше долговых обязательств коллекторского агентства.
Потерпевшими по делу, кроме Юсупова, признан и сам банк "Восточный".
Версия Baring Vostok и Майкла Калви
В Baring Vostok заявили, что компания убеждена в правомерности действий своих сотрудников и что фонд не согласен с предъявленными им обвинениями. В фонде также отмечали, что считают предъявленные обвинения следствием коммерческого спора вокруг банка "Восточный".
Аналогичную версию событий озвучивал Калви на заседании Басманного суда, где рассматривалось ходатайство следствия о его аресте.
Согласно позиции американского бизнесмена, следствие оперирует некорректной оценкой стоимости акций IFTG и, помимо этого, Юсупов выступал одним из переговорщиков при заключении отступного соглашения, поэтому "нет никакой возможности утверждать, что он был каким-либо образом введен в заблуждение относительно параметров этой сделки".
По мнению Калви, его уголовное преследование связано с корпоративным конфликтом вокруг "Восточного" между ним с одной стороны и с другой - Юсуповым и его партнером, акционером "Восточного" - бывшим президентом "Юниаструм банка" Артемом Аветисяном.
Как утверждает предприниматель, перед объединением "Восточного" и "Юниаструма" в 2017 году Аветисян выводил средства банка через сделки с фиктивными компаниями, что было установлено после слияния кредитных организаций и в связи с чем Baring Vostok в 2018 году инициировал разбирательство в Международном арбитражном третейском суде в Лондоне.
Калви полагает, что Юсупов заявил ФСБ о хищении средств "Восточного", чтобы Baring Vostok отказался от требований в лондонском суде и чтобы фонд согласился на "увеличение цены размещения дополнительных акций с тем, чтобы таким образом уменьшить пропорцию размытия доли господина Аветисяна в уставном капитале банка "Восточный".
Как пояснял американский бизнесмен, "в прошлом году Центральный банк провел проверку банка "Восточный", в результате которой было предписано создать резерв на сумму почти в 19,5 млрд рублей, и на 85% этот резерв необходим из-за слияния, в результате которого к банку "Восточный" перешли активы "Юниаструм банка".
Позиция других обвиняемых
Как и Калви, другие арестованные сотрудники Baring Vostok отрицают предъявленные им обвинения и считают, что ситуация с "Восточным" должна рассматриваться как исключительно корпоративный спор. Свою вину также отрицает гендиректор ПКБ Владимиров.
Позиция экс-предправления "Восточного" Кордичева по делу неизвестна. Его адвокаты от комментариев отказываются.
При рассмотрении вопроса об аресте Кордичева в Басманном суде его адвокат заявил, что тот "раскрывает всю схему преступления" и "дал информацию обо всех соучастниках", однако с этим защитником банкир, как он сам сообщил в Мосгорсуде 26 февраля, к настоящему времени расторг соглашение.