ВС признал незаконным предписание ФАС по снижению тарифов в приморском порту НМТП

Москва. 16 января. INTERFAX.RU - Президиум Верховного суда (ВС) РФ в среду подтвердил незаконность предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ о снижении тарифов на услуги по перевалке нефти в Приморском торговом порту (ПТП, Ленинградская область, входит в группу ПАО "Новороссийский морской торговый порт"). Об этом сообщает корреспондент "Интерфакса" из зала суда.

Надзорная инстанция оставила в силе акты нижестоящих судов о незаконности решения и предписания ФАС, согласно которому ПТП под угрозой оборотного штрафа должен был снизить тарифы на перевалку нефти в порту и перевести ставки в рубли. Президиум ВС РФ без отправки дела на новое рассмотрение удовлетворил жалобу ПТП, который просил отменить определение судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ, подтвердившее правомерность требований ФАС.

Оспаривавшееся решение ФАС вынесла в ноябре 2016 года после рассмотрения жалоб ПАО "НК "РуссНефть" и ПАО "НК "Роснефть" по поводу тарифов на перевалку нефти в порту Приморск. Нефтяные компании считали, что они завышены, и служба с ними согласилась. Она пришла к выводу, что порт является естественной монополией и, пользуясь своим положением, завышал тарифы на услуги по перевалке грузов. Так, после отмены ценового регулирования в конце 2013 года они увеличились 1 января 2015 года с 79 до 99 рублей за тонну, а затем 1 мая 2015 года - до $2,25. Это повысило рентабельность ПТП до 263,84%, то есть более чем в два раза по сравнению с 2014 годом, когда она составляла порядка 110%.

Позиции сторон

ПТП считал, что монополистом его считать нельзя и служба неверно определила географические границы рынка перевалки нефти. По его мнению, это не пределы одного порта Приморск, а всего Балтийского бассейна, включая порт Усть-Луга. В этой ситуации, доказывали юристы порта, ФАС должна была сравнивать цены различных стивидоров, а в отсутствие этого вывод об установлении монопольно высоких цен противоречит закону о защите конкуренции.

В этом убеждал в среду президиум ВС РФ адвокат Максим Музыка, представлявший интересы ПТП. По его словам, антимонопольный орган искусственно, никак не мотивировав, сузил границы географического рынка до пределов порта, а не бассейна. Так, ФАС не стала проверять заявление "Роснефти", что альтернативы Приморскому порту нет. В результате, говорил адвокат, порт был вынужден сам доказывать, что это не так, и, в частности, обратился в Минэнерго. В ответ ведомство письмом подтвердило, что нефтяные компании свободны в выборе направлений по транспортировке нефти, и фактически ее перераспределение происходит между портами Балтийского бассейна - Приморском и Усть-Лугой.

"Сама компания заявляет, что эти два порта для нее являются альтернативными", - отмечал Музыка, ссылаясь на то, что в тендерах "Роснефть" предлагает свою нефть с перевалкой через два альтернативных порта: Приморске и Усть-Луге.

Несправедливо и само требование понизить тарифы, считает ПТП. Служба предписала порту вернуться к тарифам 2010 года - 79 рублей за тонну, что в 2018 году является необоснованным, обращал внимание Музыка. В результате такого подхода порт рискует быть наказанным трижды: необоснованно низким тарифом, привлечением к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также взысканием со стороны экспортеров своих убытков от якобы завышенных тарифов, говорил представитель ПТП.

"В итоге размер потенциального ущерба (порту - ИФ) подбирается к 10 млрд рублей, что фактически превышает все доходы порта за один год работы по перевалке всех видов товара. То есть речь идет о потенциальном банкротстве порта", - сказал Музыка

Претензии ФАС были связаны с установлением тарифов на услуги в долларах, но это обычная практика для портов, отмечал Музыка. Клиентами портов являются экспортеры нефти, которые продают нефть за рубеж за доллары, обращал он внимание судей. А антимонопольная служба, по его словам, по сути, решила, что экспортеры имеют право получать выручку в валюте, а порт не имеет права устанавливать соответствующие тарифы.

"В отличие от ПТП экспортеры нефти, получая выручку от продажи нефти в долларах США, выплачивают в бюджет РФ соразмерные пошлины", - возразила представитель "Роснефти", подчеркивая, что "деятельность экспортеров нефти является социально значимой".

По ее словам, в тендерной документации определяется предположительный порт, а затем ведутся согласования с Минэнерго, стивидором и "Транснефтью". Представитель "Роснефти" говорила о том, что несколько клиентов ПТП подтверждали невозможность переключиться на услуги иного стивидора.

Решение СКЭС ВС РФ верно и отменять его не стоит, настаивал начальник правового управления ФАС Артем Молчанов. Он ссылался на презумпцию (предположение, которое считается истинным, пока обратное не будет бесспорно доказано - ИФ) доминирования хозяйствующего субъекта естественной монополии на рынке, к которой отнесен и ПТП. По его словам, это прямо следует из закона о защите конкуренции, где говорится, что "субъект естественной монополии признается доминирующим на товарном рынке, который находится в состоянии естественной монополии".

Что касается границ рынка, то они определены верно исходя из его технических и организационных особенностей, настаивал Молчанов. По его словам,были опрошены клиенты порта, которые заявили о невозможности сменить стивидора, оказывающий им услугу по перевалке нефти. При этом значительное повышение рентабельности порта Молчанов связывал с использованием им своего монопольного положения в ущерб интересам потребителей.

Президиум ВС РФ в итоге удовлетворил жалобу стивидора, отменил определение СКЭС ВС РФ в пользу антимонопольной службы.

В пресс-службах НМТП и ФАС от комментариев отказались.

В декабре 2018 года президиум ВС РФ принял аналогичное решение в схожем споре между ФАС и НМТП. Он признал незаконным решение службы об изъятии у порта в бюджет 9,7 млрд рублей за установление монопольно высоких цен в порту Новороссийска, благодаря которым его рентабельность выросла до 300%. Свое решение президиум ВС РФ объяснил серьезными процессуальными нарушениями, которые допустила служба при рассмотрении дела против НМТП. Он согласился с выводами трех нижестоящих судов, что ФАС существенно нарушила утвержденную ей самой процедуру анализа состояния конкуренции, поскольку неверно определила географические границы рассматриваемого рынка, ограничившись исключительно портом Новороссийска. Нижестоящие суды также ссылались на то, что в нарушение закона о защите конкуренции служба отказалась от сравнения цен, сформировавшихся на сопоставимых рынках.

"Новороссийский морской торговый порт" - одна из крупнейших стивидорных групп РФ. Активы холдинга расположены в Новороссийске (Краснодарский край), Приморске (Ленинградская область) и Балтийске (Калининградская область). 62% акций НМТП контролирует "Транснефть" . Государство владеет 20% акций НМТП, группе сумма принадлежит 2,75%, у структур РЖД - 5,3% акций. Free float составляет менее 10%.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });