Азия с одесским привкусом

Про Сайгон у нас знают немного (больше, наверно, даже знают об одноименном питерском кафе). О Вьетнаме – чуть больше (не зря же американцы воевали там так долго). Любить Вьетнам и Сайгон можно научиться прямо сейчас – нет ничего проще

Азия с одесским привкусом

Москва. 20 февраля. INTERFAX.RU - Не новость, что жизненные блага распределены неравномерно. Но именно эта банальная мысль приходит в голову, когда после промозглой февральской Москвы, теплый воздух вдруг обнимает тебя со всех сторон.

Хо Ши Мин Сити, или Сайгон, как его по привычке продолжают называть все, дает о себе знать уже от здания аэропорта – неоновыми огнями и гулом мегаполиса. "Pham Ngu Lao?" - спрашивает таксист и, не дожидаясь ответа, рывком поднимает сумки в багажник.

Минуты через три Сайгон накрывает с головой – обилием звуков и запахов, неоновыми огнями, белозубыми улыбками на мелькающих лицах.

Фам Нгу Лао – одна из трех знаменитых улиц, состоящая из одних небольших отельчиков, – находится на изнанке пространства. Из шумного людского потока нырнуть в незаметную темную арку, мимо спящего в своей повозке рикши, поворот за угол, и вот вы почти как дома. За каждыми гостеприимно распахнутыми дверями скрывается восемь-десять номеров для путешественников всех мастей. Скорее всего, обувь надо будет снять у входа. Попробуйте пройти в шлепанцах в комнату, приветливая вьетнамка на ресепшне ничего не скажет, но посмотрит так, что в следующий раз захочется разуться. Ее можно понять, во-первых, скорее всего именно она драит полы три раза в день, а во-вторых, ходить по теплой чистой плитке весьма приятно.

Вся жизнь в Сайгоне происходит на улице, так что не стоит настаивать на комнате in the front, если только вам не улыбается перспектива быть разбуженным городом с первыми лучами солнца.

Днем Сайгон напоминает одесский Привоз своей оживленной толкотней, а ночью весь загорается неоном. Это город, где жизнь кипит в любое время суток, где каждый чем-то занят, даже снующие повсюду полудомашние собаки с маленькими умными мордами имеют самый деловитый вид. Влюбленные парочки проносятся мимо на скутерах, навязчивые таксисты предлагают свои услуги, дети выносят на улицу маленькие, почти игрушечные стульчики, чтобы вся семья собралась за ужином при свете фонарей, грузчики тащат ящики с рамбутанами на овощные прилавки, европейцы испуганно замирают на перекрестках.

Сайгонский трафик стоит отдельного упоминания. Пять миллионов скутеров на девять миллионов населения – это значит, что каждый вьетнамец от подросткового до престарелого возраста передвигается именно так. При этом они спокойно едут по встречной полосе. Они не останавливаются на красный. Они даже не снижают скорость при виде пешеходов. Среди туристов бродит городская легенда о трех немецких старушках, которые два часа торчали на перекрестке в ожидании "безопасного момента для перехода улицы". Кажется, вьетнамцы сами с удовольствием эту легенду культивируют. И есть только один способ не стать похожим на немецких старушек – идти вперед. Не останавливаясь. Если страшно, можно закрыть глаза. Поверьте, мастерство вьетнамцев в лавировании между ошеломленными европейцами гораздо выше, чем мастерство этих самых европейцев уворачиваться от бибикающей толпы в кавайных шлемах.

Если по-прежнему страшно, то можно выпить для храбрости. Коктейли в этом городе мешают отменные – судя по отношению ингредиентов, там тоник вливают в джин, а не наоборот. Вообще еда – еще одна отдельная тема. Во-первых, по московским меркам она дешева настолько, что на протяжении всего времени не покидает ощущение, что наглые туристы просто обманывают этих милых рестораторов. Во-вторых, она невероятно вкусна. Нежнейший жареный осьминог, супчик pho(известный в миру как beef noodle – must have!), хрустящие спринг-ролы, фрукты и фреши за сущие копейки. Поужинать больше, чем на пятнадцать долларов на двоих оказалось неожиданно трудновыполнимой задачей. Ужин на четырнадцатом этаже Sheraton с видом на город обошелся нам аж в тридцать долларов. Но то ли от желания угодить, присущего вьетнамским работникам сферы услуг, то ли от желания соответствовать неким высоким стандартам, еда, хоть и вкусная, оказалась европеизированной и потеряла значительную часть своего обаяния.

Нет, гораздо веселее есть там, где вам рукой отделят часть от клубка лапши, бросят в кипящий бульон, покрошат трав, кинут пару кусочков говядины, нежному вкусу которой вы удивитесь, – и подадут к столу. В обычной забегаловке с железными столами и пластиковыми стульями у вас есть шанс попробовать лучший жареный рис, настоящий крабовый суп, самую вкусную рыбу неизвестного вида или улиток, которых жена хозяина заведения нафарширует ловкой рукой прямо у вас на глазах, а дочки подадут к столу. Такая еда полна сюрпризов – из пяти улиток ни одна не была идентична предыдущей. Мигом заглотив одну, я принялась за вторую с тем же замахом, и… мне повезло, мои большие глаза сразу заметил хозяин заведения, и быстро организовал холодного лимонаду. Слабо помогает от перца чили, но все же лучше, чем ничего. Нелюбителей острого этот пассаж наверняка насторожит, но не нужно волноваться, прелесть вьетнамцев в том, что они довольно сносно говорят по-английски, и как только вы научитесь понимать их акцент, все вопросы можно будет регулировать.

Общее место, где разговорный English принимающей стороны внезапно ухудшается – это когда вы пытаетесь торговаться за сувениры. Но правило электрички "один за пять, два на восемь, три на десять" действует практически везде, так что торговаться надо: только так будет вам почет и уважение, а также множество ценных призов - кепка со звездой (из страны, где звезды, серпы и молоты еще что-то значат), набор палочек, красивые бамбуковые плошки, маринованные змеи в баночках и прочие предметы первой необходимости по цене в два раза меньше запрошенной. Существует большой риск того, что вы войдете в раж и окажетесь обладателем кучи хлама, но ничего, все это можно раздарить друзьям. Единственное, что, пожалуй, не годится в подарки из того, что предлагает туристам Сайгон, – это бесчисленные фасоны трусов Kalvin Clein и сумки Shanel и Guchi.

Сайгон - идеальный перевалочный пункт. В часе лета на запад – Камбоджа, столько же на юг – и вы на Фу Куоке. Строительство пятизвездочных громадин там только набирает силу и райский остров еще не испорчен наплывом туристов, а тамошние пляжи могут поспорить с карибскими и уж точно не уступают мексиканским.

И кстати, визы во Вьетнам нам больше не нужны.

Обозреватель Яна Жарчинская

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });