Эксперты ВШЭ, СПбГУ и МГПУ раскритиковали новые образовательные стандарты для школы

Специалисты увидели риск пассивного заучивания определений вместо познания нового и возмутились планам учить пятиклассников оказывать помощь при алкогольном отравлении

Эксперты ВШЭ, СПбГУ и МГПУ раскритиковали новые образовательные стандарты для школы
Фото: panthermedia/vostock-photo

Москва. 27 марта. INTERFAX.RU - Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ) раскритиковали новые школьные образовательные стандарты и предложили их доработать с учетом ряда замечаний.

Экспертное заключение совместной рабочей группы трех вузов за подписями руководителей ВШЭ, СПбГУ и МГПУ Ярослава Кузьминова, Николая Кропачева и Игоря Реморенко было направлено в адрес министра образования и науки РФ Ольги Васильевой имеется в распоряжении "Интерфакса". В приложении к документу содержится оценка проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов) начального и общего образования, которые ранее критиковались учителями.

Эксперты сходятся во мнении, что старые стандарты нужно обновить, однако считают, что новые ФГОСы, представленные Минобрнауки для общественного обсуждения, необходимо существенно доработать. При этом предлагается список замечаний на 20 страницах.

Главное - пройти, а не выучить

Одна из основных претензий заключается в том, что акцент школьного образования в России в случае принятия новых стандартов будет смещен с того, что дети должны знать, на то, что дети должны пройти на уроке. Стандарты, по мнению составителей, слишком жестко регламентируют, что, как и в каком классе должны пройти школьники, что лишает систему образования гибкости.

"Можно согласиться с тем, что требования к образовательным результатам в действующем стандарте недостаточно детализированы. Но их детализация не требует большого списка тем, а требует проработки именно результатов, методов их оценки", - говорится в заключении.

В результате предложенного в текущей версии документов подхода есть риск, что бюрократическая нагрузка на учителей существенно вырастет, а качество обучения ухудшится.

Вариативность исчезнет, нагрузка возрастет

Другое существенное замечание касается того, что законом "Об образовании" в России закреплено, что образовательные программы должны варьироваться, в том числе, по уровню сложности. Старый стандарт предполагает, что 70% материала должны знать все, а 30% можно варьировать. Однако новый документ, по мнению составителей заключения, настолько объемный, что вариативность может исчезнуть как таковая: школы будут пытаться пройти хотя бы обязательную часть.

"Избыточность стандарта, скорее всего, приведет к вымыванию вариативной части программы и направлению соответствующих человеческих и временных ресурсов на реализацию обязательной части", - говорится в документе.

При этом, считают эксперты, возрастет нагрузка на школьников: "Избыточность предложенного материала создает риски перегрузки детей, отказу от предметов по выбору и углубленного изучения".

Кроме того, стандарт, по мнению авторов документа, формирует "пассивного" учащегося, который привык заучивать определения, а не "активного", который умеет строить свою собственную образовательную траекторию и узнавать новое.

О сексе и алкоголе в пятом классе

Еще одним объектом критики экспертов - возрастных психологов стало то, что не всегда материал на уроке соответствует возрасту детей. Так, от пятиклассников на истории могут потребовать "определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории", что часто достигается только в старшей школе.

Кроме того, на уроках ОБЖ в первый год обучения ученики должны сформулировать "основы репродуктивного здоровья населения и понимать его роль для национальной безопасности Российской Федерации". В качестве тем, говорится в документе, в пятом классе предлагается обсудить "нежелательные мотивы вступления в сексуальные отношения" и "Помощь при алкогольном отравлении".

Среди других претензий - отсутствие логики в прохождении материала, устаревшие определения и темы времен СССР, слишком позднее изучение некоторых тем по информатике, неясные формулировки, несоответствие международному опыту. В целом, авторы приходят к выводу, что проект стандарта "не позволяет выполнить поручения президента, направленные на актуализацию образования".

Эксперты настаивают на том, что стандарты нужно доработать, в частности, синхронизировать содержание смежных дисциплин, существенно осовременить содержание (особенно по труду, информатике и обществознанию), вычитать текст, пересмотреть объем материала для обязательного освоения.

Критика ФГОС и позиция министра образования

Новые ФГОСы начального и общего образования, рассмотреть которые Совет по образовательным стандартам планирует в начале апреля, оказались в центре внимания на прошлой неделе. В частности, раскритиковали документы учителя русского языка и литературы из объединения "Гильдии словесников", настаивая на том, что новый ФГОС лишает учителей возможности планировать уроки литературы самостоятельно и навязывает "сверху" слишком обширный и детализированный список произведений, которые нельзя вдумчиво пройти с детьми - только "натаскать" на знание заученных фраз о них. Выбор произведений в этом списке также вызвал вопросы. По сообщениям СМИ, замечания к ФГОСам были у ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева ответила критикам в эфире радиостанции "Вести-ФМ" 22 марта. Она подчеркнула, что ФГОСы разработаны в соответствии с поручениями президента РФ, и одна из основных задач - чтобы в каждой российской школе преподавался один и тот же минимум материала. Документы, объяснила Васильева, вариативность не убивают - просто устанавливается минимальный объем для каждого школьника, который будет спрашиваться на контрольных и ЕГЭ.

"Товарищи родители, у нас вариативность осталась для учителей и для творчества, потому что здесь идет подмена (...) Я говорю, что каждый ребенок должен пройти базис, и вы должны с меня как с министра спросить, прошел он его или нет. Потом, после прохождения основной программы, вы можете что-то увеличить", - сказала Васильева.

Она также высказала мнение, что некоторые учителя выступают против единого стандарта из-за сопротивления самой идее усиления контроля: "Кто-то посягает на святая святых: школа была ничья, а теперь кто-то озаботился и пытаются все к стандартам привести".

Критику "Гильдии словесников" министр назвала "визгом", заявив, что на самом деле список произведений литературы в новых ФГОСах, который учителя назвали слишком объемным, на две трети состоит из стихов.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });