Вооружать Грузию или не вооружать
Глава МИД России заявил, что в случае если какие-либо страны будут продолжать поставки вооружений в Грузию, это неизбежно повлияет на отношения России с этими государствами
Москва. 20 января. INTERFAX.RU - В случае если какие-либо страны будут продолжать поставки вооружений в Грузию, это неизбежно повлияет на отношения России с этими государствами, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. "Мы будем делать выводы из того, как поступают другие страны. Если они будут, игнорируя факты, продолжать поставки наступательных видов вооружений в Грузию, то мы будем делать выводы для наших отношений с этими странами", - сказал он во вторник на пресс-конференции по итогам встречи с главой МИД Южной Осетии Муратом Джиоевым. "Мы убеждены, что необходимо не допустить повторения августовской трагедии", - подчеркнул российский министр. По его словам, во многом кризис в августе на Кавказе разразился из-за того, что Грузии поставлялись наступательные вооружения.
Он отметил: "Что касается вооружения, которое произведено Россией и находится в соседних зарубежных странах, то это (поставки этого оружия Грузии - ИФ) вообще будет рассматриваться как абсолютное злоупотребление нашим военно-техническим сотрудничеством с этими странами". Как подчеркнул Лавров, "мы знаем, как оно (вооружение в Грузии - ИФ) использовалось". "Здесь неуместны попытки сравнивать наши действия с какими-то односторонними санкциями. Мы приняли свои меры в связи с тем, что нарушались международные обязательства, поэтому действовали мы в полном соответствии с международным правом", - заявил министр. Лавров напомнил, что Россия, в свою очередь, уже приняла меры по недопущению поставок вооружений в Грузию в виде указа президента РФ.
Этот документ был обнародован накануне. Согласно указу, до 1 декабря 2011 г. запрещаются поставка, продажа или передача Грузии с территории России или гражданами РФ продукции военного назначения, в том числе вооружений и военной техники, связанных с ними материальных средств, а также продукции двойного назначения, которая может быть использована в военных целях, независимо от места происхождения продукции военного и двойного назначения. Также запрещается использование для этих целей железнодорожного, водного, воздушного транспорта, проведение консультаций, оказание помощи или предоставление услуг, связанных с производством, обслуживанием или эксплуатацией вооружений и военной техники, услуг по подготовке специалистов в области военной деятельности, говорится в указе.
Документ предусматривает возможность экономических мер в отношении иностранных государств, организаций и граждан, которые будут поставлять в Грузию такую продукцию. "Правительству РФ в случае выявления фактов поставок Грузии иностранными государствами и (или) иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства, постоянно проживающими на территориях иностранных государств, продукции военного назначения, приводящих к дестабилизирующему накоплению вооружений и военной техники или иным образом способствующих региональной нестабильности, незамедлительно представлять предложения о применении к ним специальных экономических мер", - говорится в указе. Также в случае выявления фактов поставок, продажи или передачи Грузии иностранными государствами и (или) иностранными организациями вооружений и военной техники российской (советской) разработки или российского (советского) производства правительству РФ поручено представлять предложения об ограничении или прекращении с такими государствами и (или) организациями военно-технического и военно-экономического сотрудничества.
Военно-техническое сотрудничество России с Грузией не осуществлялось и не осуществляется, заявила сегодня пресс-служба Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ. "Межправительственных соглашений в сфере военно-технического сотрудничества с Грузией не подписывалось", - говорится в сообщении пресс-службы ФСВТС России, поступившем в "Интерфакс-АВН" во вторник. В сообщении отмечается, что указом президента РФ Дмитрия Медведева "О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного
назначения" устанавливаются правовые основы для ограничения военно-технического и экономического сотрудничества с иностранными государствами, осуществляющими военные поставки в Грузию. Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне Игорь Баринов (фракция "Единая Россия") считает этот президентский указ весьма актуальным. "Этот чрезвычайно важный и своевременный указ направлен прежде всего на ограничение военно-технического и военно-экономического сотрудничества России с некоторыми странами бывшего СССР и социалистического лагеря в Восточной Европе, через которые российское оружие и техника поставлялись Грузии", - сказал Баринов "Интерфаксу", отметив, что имеет в виду Украину, а также Чехию, Венгрию, Болгарию и ряд других стран.
"Помимо официальных поставок российского вооружения Грузии через третьи страны, это порой делалось и в неофициальном порядке, например, Украиной во время августовских событий в Южной Осетии", - отметил депутат. Он подчеркнул, что Грузия "ориентируется сегодня на США в основном в финансовом и политическом плане, однако она до сих пор в значительной степени оснащена оружием и боевой техникой в основном российского производства".
Комитет Госдумы по делам СНГ будет следить за выполнением Украиной Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией, не допускающего поставок российской и советской военной техники Грузии, заявил первый замглавы комитета, директор Института стран СНГ Константин Затулин. "Есть статья Договора, согласно которой территории наших стран не могут быть использованы для создания угрозы другой стороне. Вооружая Грузию, Украина безусловно нарушает положения договора. Мы будем следить за тем, будет это происходить, или нет", - заявил "Интерфаксу" Затулин в понедельник. Он отметил, что комитет нижней палаты парламента ведет мониторинг отношений с Украиной и следит за выполнением Киевом своих обязательств в рамках Договора.
По мнению Затулина, указ президента говорит о том, что Россия намерена предпринимать адекватные действия. "Естественно, наша реакция должна быть адекватной. Если речь идет о доказанных случаях поставок наступательных вооружений, и если решения по этому поводу принимались на государственном уровне, то это повод для санкций в отношении государств", - сказал он. "Если же речь идет об инициативе каких-либо отдельных фирм, то, безусловно, мы должны обратить на это внимание партнеров и сделать вывод в отношении этих фирм, а не в целом, государств. Дальше мы должны смотреть, как то или иное государство разбирается с этими фирмами", - отметил Затулин.
Между тем в Киеве понимают логику решения РФ о введении запрета на поставки в Грузию российских вооружений, и планами по ограничению ВТС со странами-экспортерами вооружений в эту закавказскую страну. "Маловероятно, чтобы РФ таким образом пыталась ограничить поставки в Грузию, например, израильских вооружений. Скорее российская сторона намерена максимально предупредить поставки в закавказскую страну вооружений из Украины" - заявил агентству "Интерфакс-Украина" директор военных программ УЦЭПИ им. Разумкова Николай Сунгуровский. Вместе с тем, убежден эксперт, прогнозировать резкое ограничение украинско-российского ВТС в связи с данным решением не стоит: "Согласно международному законодательству, ограничение поставок комплектующих будет распространяться только на вооружения, которые вошли в перечень той российской спецпродукции, на которую введено эмбарго", - пояснил он. По словам Сунгуровского, "сегодня о каких-то крупных программах украинско-российского ВТС речь не идет. Москва продолжает процесс его ограничения, но под новым лозунгом".
Согласно экспертным оценкам, в течение последнего десятилетия объемы ВТС Украины с РФ снизились с 30-32% в общем объеме экспорта до 20-24% - в 2007-2008 годах. При этом согласно экспертным прогнозам, независимо от внешнеполитического курса Украины, в течение будущего десятилетия эти объемы будут постепенно снижаться до 12-15%, но не опустятся ниже 10%: до завершения жизненного цикла действующих российских вооружений. РФ продолжит импортировать из Украины важные комплектующие для востребованной на мировом рынке российской спецпродукции.
В 2008 г. после участия в грузинско-югоосетинском конфликте и проведения операции по "принуждению Грузии к миру" российская сторона обвинила Украину в том, что та выступила "поставщиком вооружений N 1" в Грузию. Наибольшую обеспокоенность российских военных и политиков вызвала поставка Украиной в Грузию в 2007 г. снятого с боевого дежурства по причине технеисправности дивизиона ЗРК "Бук-М1". Проект модернизации украинских средств ПВО был заморожен РФ в 2004-2006 годах.
Между тем, эксперты, включая российских, помимо Украины, называли в числе экспортеров Чехию, Израиль, Турцию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Узбекистан. Согласно озвученным ранее данным госкомпании "Укрспецэкспорт", в общем объеме поставок вооружений в 2008 году доля экспорта в Грузию оценивалась на уровне 6%, в РФ - на уровне около 28%.
Москва также инициировала введение эмбарго на поставки вооружений в Грузию на международном уровне, но безуспешно.
В парламентских кругах Грузии считают, что запрет в России поставок в Грузию продукции военного и двойного назначения ничего не изменит. "Если до августа прошлого года в некоторых странах не до конца понимали, зачем Грузии вооружаться, то сегодня, после российской агрессии, это понятно уже всем", - сказал журналистам во вторник председатель парламентского комитета по вопросам Евроинтеграции Давид Дарчиашвили. По его словам, в Грузию с начала 90-х годов прошлого века вообще не поставлялось оружие из России, что же касается запрета на поставки продукции двойного назначения, то "опять-таки в последние годы торговля
между Грузией и Россией свелась практически к нулю". "Распоряжение президента России, скорее всего, попытка оказания давления на другие страны, но вряд ли осуществимая", - полагает Дарчиашвили.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/