Катастрофу самолета flydubai в Ростове-на-Дону поможет раскрыть производитель дисплеев

Как пишет "Ъ", потеря пилотом Boeing ориентировки в пространстве могла быть связана с современной системой индикации параметров на стекле

Катастрофу самолета flydubai в Ростове-на-Дону поможет раскрыть производитель дисплеев
На месте крушения Boeing 737-800 в Ростове-на-Дону. Март, 2016 год.
Фото: Zuma/ТАСС

Москва. 22 сентября. INTERFAX.RU - В США ведется исследование, которое поможет окончательно установить причину катастрофы Boeing 737–800 компании flydubai, разбившегося 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону, пишет газета "Коммерсантъ".

Источник, близкий к расследованию катастрофы рассказал "Ъ", что дубайский борт был оборудован системой Head Up Display (HUD) - суперсовременной системой индикации параметров на стекле перед глазами летчика. Эксперты предполагают, что именно с ней могла быть связана потеря пилотом пространственной ориентировки.

Межгосударственный авиакомитет (МАК) в 2016 году установил, что управлявший Boeing пилот, пытаясь увести самолет на круг после неудавшейся из-за сложной погодной обстановки посадки, потерял ориентировку в пространстве и направил самолет вниз, вместо того чтобы набирать высоту. Опытный пилот, как полагают эксперты, оказался во власти своих соматогравитационных иллюзий, то есть проигнорировал показания приборов, прислушавшись к собственным физиологическим ощущениям. Вестибулярный аппарат и "подсказал" летчику ошибочное направление движения к земле.

Boeing 737–800 стал первым в мире разбившимся самолетом с системой HUD. Прозрачный дисплей штатно устанавливается только на самых последних Boeing 787 Dreamliner или, например, на Airbus 318. Однако flydubai заказала установку этой опции для своих самолетов более ранних версий, уже находящихся в эксплуатации, в том числе и на Boeing 737–800, разбившийся в дальнейшем в Ростове-на-Дону.

Некоторые участники расследования предположили, что дополнительным фактором, провоцировавшим потерю ориентировки командиром, могла стать еще и смена индикации на расположенном перед его глазами HUD. В зависимости от условий полета пилот, как поясняют участники расследования, меняет режим работы HUD на более удобный. Делается это обычным скользящим движением пальцев по стеклу.

По мнению участников расследования, изображения, которые видел перед глазами летчик, синхронизированные с произнесенными им словами и совершенными управляющими действиями, могли бы дать наиболее полную картину того, что происходило в кабине в последние секунды полета. Однако режимы индикации на HUD, в отличие от речи и параметров полета, ни один из самописцев Boeing не записал.

Экспертам МАК пришлось обратиться через Национальный совет безопасности на транспорте (NTSB) США к производителю дисплеев - американской фирме Rockwell Collins, Inc. Производитель HUD пообещал восстановить последовательность смены изображений на дисплее Boeing 737–800 и предоставить результаты МАК. При этом подобных исследований в Rockwell Collins никогда не делали, поскольку ни один самолет в мире, оснащенный HUD, еще не разбивался.

Хроника 02 ноября 2011 года – 19 декабря 2019 годаАвиакатастрофы в России
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });