Это в интересах Армении, чтобы с соседями были бы нормальные добрососедские отношения

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян рассказал о перспективах карабахского урегулирования, установления дипломатических отношений в Турцией и внутриполитических проблемах страны

Это в интересах Армении, чтобы с соседями были бы нормальные добрососедские отношения
Это в интересах Армении, чтобы с соседями были бы нормальные добрососедские отношения

Москва. 14 января. INTERFAX.RU - Ереван желает установления добрососедских отношений и с Турцией, и с Азербайджаном - премьер-министр Армении Тигран Саркисян.

Мониторинговая комиссия ПАСЕ приняла проект резолюции, который, мягко говоря, не столь благоприятен для Армении. Как Вы прокомментируете это, с учетом того, что впервые в международном документе говорится о наличии в Армении политзаключенных?

Наши политические лица достаточно комментировали этот вопрос. Сейчас идет интенсивная работа нашей делегации. Я думаю, что этот переговорный процесс завершится на понимании позиции армянской стороны. А оценку того, есть в Армении политические заключенные или нет, можно дать только лишь после окончания судебного разбирательства, которое сегодня проходит. В соответствии с теми демократическими канонами, которых придерживаются наши европейские коллеги, давать подобные оценки преждевременно, тем более когда процесс находится в судебной инстанции. Это нецелесообразно, потому что это будет означать давление на суд. Поэтому в какой-то степени сегодня надо быть очень осторожными в оценках.

Оппозиционные силы республики заявляют, что судебный процесс по так называемому "Делу семерых" (суд над экс-главой МИД и оппозиционными депутатами) является политической расправой. Как Вы думаете, повлияет ли отрицательный для оппозиции приговор суда на вопрос приостановления права голоса Армении в ПАСЕ?

Внутриполитические решения мы должны решать, исходя из интересов Армении, а не интересов внешних сил. Если эти интересы совпадают, то слава Богу, а если эти интересы не совпадают, то, конечно, приоритетом являются интересы нашего народа, нашей страны. На этой позиции и будет строиться наша политика. Никакие силовые давления не могут быть эффективными и не могут привести к успеху, потому что если сегодня поддаться внешнему давлению, то завтра это внешнее давление будет оказываться с другой целью и наша страна будет управляться не из Армении, а извне. Поэтому мы должны противостоять любым политическим давлениям.

Представители официального Баку выражали озабоченность тем фактом, что Минская группа ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта работает не особенно продуктивно. Согласны ли Вы с такой оценкой и считаете ли возможным в будущем пересмотр переговорного формата?

Этот вопрос я обсуждал с господином Чейни в Вашингтоне, а также с Кондолизой Райс. Я получил четкий ответ: они считают, что это наиболее эффективный механизм и они всячески поддерживают Минскую группу и что у них есть полное взаимопонимание с российскими коллегами в рамках Минской группы.

К.Райс мне прямо сказала, что она беседовала с российскими коллегами по вопросу Минской группы и в этом плане есть полное понимание. Это означает, что и американская, и российская, и французская стороны считают этот формат наиболее приемлемым и эффективным. Я думаю, что мы должны согласиться с этими оценками, потому что они соответствуют нашим оценкам.

На фоне активизации решения карабахского вопроса очень много говорится об уступках. Какова та планка уступок, через которую Армения "не перепрыгнет"? И к чему могут привести эти уступки, особенно внутри страны, возможен ли раскол?

Я не думаю, что это может привести к расколу внутри страны, потому что наша позиция такова, что любое решение, прежде всего, должно быть приемлемо для Нагорного Карабаха и его жителей. С этой точки зрения, если решения не будут приемлемы для народа Нагорного Карабаха, то они будут неприемлемы и для нас. Поэтому, учитывая нашу позицию, это не может привести ни к каким внутренним разногласиям и распрям.

Считаете ли Вы реальным установление дипломатических отношений с соседней Турцией без предусловий? Какие положительные и отрицательные эффекты возымеет открытие армяно-турецкой границы на экономику Армении?

На сегодняшний день переговорный процесс с турецкими коллегами идет очень эффективно. Министерство иностранных дел также прилагает достаточно много усилий в этом направлении. В армяно-турецких отношениях есть существенное продвижение. Я считаю достаточно реалистичным установление дипломатических отношений с Турцией.

Это в интересах Армении, чтобы с соседями были бы нормальные добрососедские отношения, в том числе и с Турцией, и с Азербайджаном. Это в интересах нашей страны, мы должны продолжать переговорные процессы, мы должны суметь наладить добрые отношения и с Азербайджаном, и с Турцией.

Что касается открытия границ, то если у вас с соседями существуют добрые политические и экономические отношения, то ничего отрицательного в открытии границ не может быть. Только положительное.

Есть опасения, что после открытия границы дешевые турецкие продукты и сырье хлынут на армянский рынок и экономика Армении войдет в тупиковый этап.

Вы знаете, как показывает наш опыт, и не только опыт Армении, но и других стран, то такие крайние оценки никогда не оправдывались. Когда мы 10 лет тому назад допустили на наш рынок банк HSBC, то были точно такие опасения, что это транснациональная корпорация, она съест все остальные коммерческие банки Армении, что наши банки не конкурентоспособны, но все эти опасения не оправдались.

Точно так же не оправдаются те опасения, что начнется турецкая экспансия в экономике Армении и что наши предприятия потеряют свою конкурентоспособность. Я думаю, что наоборот - наши предприятия получат большой фронт для своей деятельности и конкурентоспособность армянской экономики резко увеличится в результате открытия дороги.

Когда, по Вашему мнению, могли бы быть созданы совместные постоянно действующие вооруженные силы быстрого реагирования на внешние военные угрозы, инициатива о создании которых была высказана на неформальном саммите в Казахстане?

Чем раньше, тем лучше. Это зависит от совместной работы с нашими коллегами.

Насколько реально введение единой валюты на рынках СНГ, и каковы шансы рубля стать этой валютой?

Пока что говорить о единой валюте, рано потому, что до единой валюты еще надо создать единое экономическое пространство, единые каноны для работы инфраструктур, таможни, бюджетная политика должна быть согласована, валютное законодательство должно быть приведено в единое поле. Это достаточно сложная работа, которую еще надо проделать.

И после того, как будет создано законодательное поле, еще надо обеспечить, чтобы экономики стран соответствовали тем критериям, которые будут зафиксированы в соглашениях. Так что, это не вопрос скорого решения и я думаю, что на это еще придется потратить достаточного много времени.

Ранее энергетические компании Армении заявляли о больших планах по развитию генерирующих мощностей в стране, о возможности экспорта электричества в Турцию и Иран. Кризис как-то сказывается на этих планах?

Нет, наоборот. Эти проекты приобретают во время мирового финансового экономического кризиса большую актуальность. Есть заинтересованные инвесторы и заинтересованность стран, поэтому эти проекты становятся более реалистичными.

Армения планирует строительство новой АЭС. Объявлен ли тендер по выбору управляющей компании и на каких условиях? Какой будет структура инвестиций проекта? Допускаете ли Вы возможность передачи инвестору доли в будущей станции?

Правительство уже приняло соответствующее решение по объявлению тендера на управляющего. Мы одобрили также проект закона, который направлен в Национальное Собрание. Мы не исключаем возможность участия и других инвесторов, кроме Армении. Мы заинтересованы в участии наших российских коллег и других частных инвесторов. Если они проявят интерес, то мы не исключаем их возможного участия.

Расскажите, пожалуйста, о процессе переговоров по строительству железной дороги из Ирана в Армению и автомагистрали из Еревана в Батуми. Во сколько это обойдется армянской стороне и какие дивиденды Армения получит по завершении этих проектов?

Что касается вопроса строительства дороги на север до порта Батуми, то этот проект разрабатывает Евразийский банк. Мы вели переговоры с грузинскими коллегами - премьер-министром и президентом Грузии. Оба они дали положительную политическую оценку этому проекту, что важно для Азиатского банка развития. Мы надеемся, что в скором будущем Азиатский банк представит нам проект и его стоимость.

Что касается переговоров по строительству железнодорожного сообщения Север-Юг, то предварительные материалы нам представили австрийские коллеги, по какой линии целесообразно строить железную дорогу. Пока что работа продолжается. В конце этого месяца нам будут более детально представлены расчеты. Со странами-партнерами тоже ведутся переговоры о возможном их участии в этом проекте как на государственном, так и на частном уровне - участии частного сектора. Надеемся, что к нашему проекту будет интерес.

Что касается дивидендов, то, в первую очередь, это повысит надежность и устойчивость нашей экономики. Если мы сможем построить железную дорогу, которая свяжет юг и север, то очевидно, что от этого выиграет наша экономика - и горнообрабатывающая промышленность, и все другие сферы жизнедеятельности на южном направлении. То есть, это и политический, и экономический проект.

Армения начала процесс по присоединению к российско-казахстанскому "Международному центру по обогащению урана". На какой стадии он сейчас? Когда, по вашей оценке, Армения может стать полноправным членом МЦОУ?

В прошлом году мы создали российско-армянское урановое совместное предприятие и работы здесь ведутся достаточно интенсивно. После того как будут подведены предварительные оценки геолого-разведывательных работ, когда будут уточнены объемы урановых запасов на территории Армении, тогда уже будет легче говорить о перспективах развития этого направления в целом.

Приступило ли уже к разработке месторождений российско-армянское урановое СП и как Армения будет использовать уран?

Да, к разработке уже приступили. Однако, пока у нас еще нет результатов первого этапа работ по оценке запасов.

Сырье должно быть отправлено на переработку в соответствии с международными конвенциями и договорами, поскольку есть достаточно серьезная регламентация деятельности предприятий, которые заняты как разработкой сырья, так и его переработкой. В рамках армяно-российско-казахстанских переговоров все будет выяснено.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений