"Лада", абсолютно новая подлодка

В России создается дизельная подводная лодка нового поколения, которую характеризуют как "абсолютно новый продукт" и "наиболее яркий инновационный проект"

"Лада", абсолютно новая подлодка
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 13 января. INTERFAX.RU - Дизельная подводная лодка нового поколения "Лада" создается в России, сообщил во вторник журналистам первый заместитель гендиректора госкорпорации "Ростехнологии" Алексей Алешин. "Hаиболее яркий инновационный проект - создание новой подводной лодки "Лада". При ее создании будет использовано более 120 инновационных технологий", - сказал Алешин. По его словам, в результате работы над новой подводной лодкой "будет получен абсолютно новый продукт". Алешин отметил, что в реализации проекта задействовано несколько десятков предприятий. Он добавил, что в госкорпорации наибольшее внимание уделяется поддержке инновационных проектов.

Строительство первых ДПЛ проекта 677 "Лада" и экспортного варианта типа "Амур" начато в декабре 1997 г. на государственном предприятии (ГП) "Адмиралтейские верфи". Генеральный конструктор проекта - Юрий Кормилицын (ФГУП "ЦКБ МТ "Рубин").

Как заявили "Интерфаксу" в КБ, "головные корабли этого проекта - ДПЛ "Санкт-Петербург" класса "Лада" (для отечественного ВМФ) и ДПЛ типа "Амур" ("Амур 950" и "Амур 1650", для экспортных поставок) представляют собой неатомные ДПЛ четвертого поколения с дизель-электрическими установками, новым вооружением, механизмами и оборудованием".

ДПЛ пр. 677 "Санкт-Петербург" для российского ВМФ была спущена на воду 8 сентября 2004 г., в октябре 2006 г. завершились швартовые и первый этап испытаний, а в январе 2007 г. начался заключительный этап ее ходовых испытаний. Первая серийная ДПЛ пр.677 "Кронштадт" была заложена 28 июля 2005 г., вторая "Петрозаводск" - в первом квартале 2006 года.

Подводная лодка пр.677 класса "Лада" предназначена для проведения самостоятельных операций на морских коммуникациях против подводных лодок и наземных кораблей противника в ограниченном районе, осуществления противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, постановки минных заграждений и других задач.

По оценке специалистов, ДПЛ класса "Лада" отличается высокой степенью скрытности, что достигнуто за счет реализации большого объема мероприятий по снижению физических полей. Здесь использованы механизмы и источники энергии новой разработки - дизель-генераторы переменного вместо постоянного тока и низкооборотный всережимный ГЭД, что позволило отказаться от ГЭД экономического хода.

Как отмечают в КБ, по сравнению с ДПЛ пр.877 (класс Kilo), которую за малошумность называют "черной дырой", шумность "Лады", по утверждению разработчиков, снижена в несколько раз. Это, в сочетании с высокоэффективным гидроакустическим комплексом, обеспечивает гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, в т.ч. и особо малошумных подводных лодок, на значительном расстоянии.

Для обеспечения безопасности кораблевождения подводная лодка класса "Лада" оснащена инерциальной навигационной системой, обеспечивающей выработку данных о месте ее нахождения и параметрах движения, необходимый для использования бортового вооружения.

Управление подводной лодкой, оружием и техническими средствами автоматизировано и осуществляется с операторских пультов в главном командном пункте. В нем установлен командирский перископ с каналом ночного видения и лазерным дальномером.

Работа всех средств радиоэлектронного оборудования координируется боевой информационно-управляющей системой "Литий".

Торпедно-ракетное вооружение неатомной ДПЛ пр.677 включает шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с автоматической механической перезарядкой. В составе боезапас к ним (18 единиц) могут быть универсальные торпеды (типа УСЭТ-80, УГСТ), скоростные противолодочные ракеты типа "Шквал", противокорабельные крылатые ракеты типа "Бирюза", мины.

Цикл подготовки оружия и стрельба полностью автоматизированы и осуществляются с пульта оператора из главного командного пункта подводной лодки.

В настоящее время подводный флот России насчитывает более 60 единиц, в том числе атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, а также дизельные субмарины. Подводные лодки входят в состав всех четырех флотов ВМФ России - Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского. Стратегические подводные лодки, которые несут на борту ядерное оружие, входят в боевой состав Северного и Тихоокеанского флотов. По данным экспертов, с учетом тенденций договорного процесса по стратегическим вооружениям доля ВМФ в общем составе стратегических наступательных вооружений России может превысить 50%. Основу морских стратегических ядерных сил России в настоящее время составляет группировка ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 667 и 941. Эти корабли обеспечили возможность паритетных соглашений с США в рамках программ ограничения стратегических вооружений. Им на смену планируются более совершенные подводные лодки IV поколения, которые по сравнению с подводными лодками предыдущих поколений имеют гораздо лучшие гидродинамические характеристики и акустические параметры. В частности, на заводе "Севмашпредприятие" заложены первые три подводные лодки четвертого поколения проекта 955 под шифром "Борей": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

В ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе - подводные лодки проекта 949А, вооруженные 24 ракетами типа "Гранит". Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения надводных целей, в том числе авианосных соединений. Развитие этого оружия идет по пути дальнейшего увеличения дальности стрельбы ракет, возрастания их возможностей по преодолению систем противовоздушной обороны и поражению заданных целей. Основу группировки многоцелевых атомных подводных лодок ВМФ составляют подводные лодки III поколения.

Наряду с торпедами и ракето-торпедами все они могут являться носителями крылатых ракет. Многоцелевые атомные подводные лодки ВМФ III поколения по сравнению с атомными подводными лодками типа Los Angeles обладают лучшими основными характеристиками, такими, как ударный потенциал, глубина погружения, скорость подводного хода и маневренность.

Как отмечают эксперты, новые геополитические реалии и экономические факторы заставили отказаться от многотипности и узкой специализации. Был выбран единственный проект - универсальная многоцелевая атомная подводная лодка, обеспечивающая возможности решения противолодочных и противоавианосных задач, способная наносить удары по конвоям и береговым целям крылатыми ракетами большой дальности. В перспективе эти подводные лодки, вооруженные высокоточным оружием, могут играть роль сил стратегического неядерного сдерживания. Их скрытность оценивается весьма высоко, на уровне, не уступающем новейшим подводным лодкам США типов Seawolf и Virginia. В боевом составе российского флота находятся также подводные лодки специального назначения. Однако информация по ним носит засекреченный характер, как говорят на Западе "top secret".

Обозреватель Владимир Шишлин

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });