КС РФ постановил пересмотреть дело владельца картины Брюллова "Христос во гробе"
Москва. 7 марта. INTERFAX.RU - Конституционный суд РФ на заседании во вторник разъяснил в своем постановлении нормы Уголовно-процессуального кодекса, допускающие конфискацию имущества, признанного орудием преступления или вещественным доказательством по уголовному делу.
Согласно материалам пресс-службы КС РФ, суд указал, что несогласие подсудимого с прекращением уголовного дела по не реабилитирующим основаниям и конфискацией его имущества, признанного вещественным доказательством по делу, равнозначно его несогласию с применением к нему института прекращения уголовного дела в целом.
Для прекращения уголовного дела из-за истечения срока давности требуется не только отсутствие возражений обвиняемого, но и его согласие на прекращение права собственности на принадлежащее ему орудие преступления либо вещдоки.
В материалах суда разъясняется, что в целях соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон суд должен заранее разъяснить подсудимому, что после прекращения дела у него изымут имущество, признанное вещественным доказательством. И если подсудимый возражает против этого, производство по делу должно быть продолжено. "Если согласия на прекращение дела не получено, рассмотрение продолжается в обычном порядке, который может завершиться, в числе прочего, вынесением обвинительного приговора с освобождением осужденного от наказания", - говорится в судебных материалах.
КС РФ подчеркнул, что оспоренные нормы не противоречат Конституции. Вместе с тем судебные решения в отношении заявителя Александра Певзнера подлежат пересмотру.
Жалоба коллекционера
Певзнер оспаривал в КС РФ пункт 1 части 3 статьи 81 и статьи 401.6 Уголовно-процессуального кодекса России.
Заявитель обвинялся в контрабанде культурных ценностей. В 2013 году Выборгский городской суд Ленинградской области в связи с истечением срока давности уголовного преследования прекратил уголовное дело в отношении него. При этом на основании одной из оспоренных норм у коллекционера была конфискована картина Брюллова "Христос во гробе", признанная вещественным доказательством по делу.
Позже Верховный суд РФ подтвердил законность конфискации картины, поскольку согласно пункту 1 части 3 статьи 81 УПК, орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются.
ВС РФ также не нашел оснований считать конфискацию картины ухудшающей положение заявителя и не применил в его деле статью 401.6 УПК РФ, которая ограничивает кассационный суд годичным сроком на "поворот к худшему" при пересмотре судебных решений.
В марте 2003 года коллекционер из Германии перевез через границу РФ в Выборгском районе принадлежащую ему, но незадекларированную картину "Христос во гробе", являющуюся культурной ценностью. При рассмотрении уголовного дела в суде защитник подсудимого и сам иностранный гражданин ходатайствовали о прекращении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования и возврате картины владельцу.
Государственный обвинитель не возражал против прекращения уголовного преследования, однако ходатайствовал о конфискации культурной ценности. Суд с учетом позиции государственного обвинения согласился прекратить уголовное дело за истечением сроков давности и конфисковал картину, оставив ее на хранении в Государственном Русском музее.
Стоимость произведения искусства оценивалась более чем в 9,4 млн рублей.