Новая военная доктрина
Начальник Генштаба Николай Макаров рассказал иностранным военным атташе, как Россия намерена вести себя с другими странами
Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU – Россия не собирается нападать на Грузию, но по-прежнему готова разместить ракетные комплексы в Калининградской области в ответ на развертывание американской ПРО в Европе. Более того, в Москве готовится новая военная доктрина, которая будет иметь "прикладной и конкретный характер". Чего еще нужно ожидать от Москвы, рассказал сегодня военным атташе иностранных государств начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров.
По словам начальника генштаба, новая военная доктрина разрабатывается в Москве под руководством Совета безопасности. "Думаю, она будет иметь более прикладной характер и более конкретный", - отметил генерал.
Касаясь международных соглашений в военной области, Макаров заявил, что вступает за скорейшую реанимацию отношений с НАТО, которые были прерваны в результате августовских событий в Южной Осетии. По его словам, "сотрудничество России и НАТО после событий на Кавказе будет иным, более прагматичным, направленным на обеспечение безопасности на равноправной основе". У России и НАТО есть целый ряд направлений сотрудничества, в которых они одинаково заинтересованы: борьба с терроризмом, предотвращение региональных локальных конфликтов, противодействие незаконной торговле оружием и наркотрафику, борьба с последствиями природных и техногенных катастроф, недопущение распространения оружия массового поражения. Но сотрудничество в любой из областей не должно идти в ущерб ни одной из сторон. Главное его условие - учет интересов России. "Без этого мы сотрудничать не будем", - заявил начальник Генштаба.
Шире круг
Одновременно российская сторона высказывается за расширение круга участников Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Это соглашение, заключенное в 1987 г. Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом, предусматривает отказ от производства, испытаний и развертывания баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (от 1 тыс. до 5,5 тыс. км) и меньшей (от 500 до 1 тыс. км) дальности и является бессрочным. Однако в последнее время в Москве его подвергают критике. В частности, Владимир Путин и предшественник Макарова в кресле начальника Генштаба Юрий Балуевский не исключали одностороннего выхода из договора. Бывший Министр обороны Сергей Иванов называл Договор РСМД "реликтом холодной войны" и заявлял, что Россия должна иметь запрещенные им ракеты, а в прошлом году командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов утверждал, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности. "В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями", - говорил он.
Сегодня Николай Макаров высказался за то, чтобы дополнить Договор РСМД другими странами. "Только две страны - Россия и США - не имеют права обладать такими ракетами. Наверное, нужен общий Договор, который бы включал все государства", - сказал Макаров. По его словам, Договор о РСМД должен стать "открытым" и обязательным для других государств.
Сдержать силы
Россия имеет также требования в отношении другого договора – Об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В настоящее время в России действует мораторий на ДОВСЕ, но генштаб ВС РФ рассчитывает на его скорейшую адаптацию и заключение нового договора в сфере контроля над стратегическими вооружениями. Макаров надеется на положительное завершение работы в этом направлении: "Думаю, что мы выйдем на те позиции, которые позволят адаптировать ДОВСЕ и заключить Договор о контроле над стратегическими вооружениями", - сказал он. Сегодня Макаров сформулировал основные требования российской стороны в отношении договора ДОВСЕ: во-первых, он должен предусматривать понижение разрешенных уровней вооружения прежде всего для стран НАТО; во-вторых, он должен определять эти уровни вооружений на паритетной основе, в-третьих, он должен отменять фланговые ограничения; наконец, в ДОВСЕ должны участвовать все государства, в том числе страны Балтии.
Также необходимо начать модернизацию адаптированного Договора об обычных вооружениях, уверен генерал. Российская сторона представила США свои предложения по новому соглашению в области контроля над стратегическими вооружениями взамен договора СНВ, срок действия которого завершается 5 декабря 2009 года. "Нам нужен новый договор, который будет простым, ясным и понятным и обеспечивать контроль над стратегическими вооружениями", - сказал Макаров, подчеркнув, что данный доукмент должен быть "юридически обязывающим". И с этим положением США согласны. Однако другие предложения российской стороны не нашли понимания в Вашингтоне. В частности, это касается количества развернутых носителей и боевых зарядов к ним, определенных новым договором. По мнению Макарова, должен быть установлен предельный уровень на все виды носителей независимо от типов оснащения, а также что стратегические вооружения должны базироваться только на национальных территориях, то есть на территории США и России.
Кроме того, Макаров в беседе с военными атташе обратил внимание на то, что России уничтожает боевые заряды, которые снимаются с ракет, самолетов, подводных лодок: "Мы все это уничтожаем, а США складируют на базах, и нет уверенности, что эти боезаряды не появятся опять на носителях", - отметил он.
С другой сторон, российский Генштаб озабочен расширением числа стран "ядерного клуба" и учитывает эту опасность в своих планах. "Безусловно, увеличение числа государств, которые имеют ядерное оружие, настораживает руководство страны и Вооруженных сил и вызывает озабоченность. Мы не сторонники расширения "ядерного клуба", мы сторонники его сокращения", - заявил Макаров. И вооруженные силы учитывают эту опасность в своих планах развития. "Одна из задач - сделать Вооруженные силы способными адекватно реагировать на эти угрозы и вызовы, в том числе на ракетную угрозу", - сказал Макаров.
В Калининград. Из Калининграда
После того, как в день победы Обамы на президентских выборах Дмитрий Медведев объявил о возможном развертывание "Искандеров" в Калининградской области в ответ на американскую ПРО в Чехии и Польше, эта инициатива остается самой обсуждаемой среди военных за рубежом. Сегодня Макаров вновь подтвердил, что эти планы являются ответным шагом на строительство баз американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше. "Противоракетная оборона, которая строится в Чехии и Польше, носит антироссийскую направленность, несмотря ни на какие разговоры, и какими бы словами ни ретушировались, - сказал Макаров. - В случае, если будет принято решение о развертывании третьего позиционного района (ПРО США в Чехии и Польше - ИФ), в России будут приняты ответные шаги, в том числе по развертыванию "Искандеров".
Если раньше проблема ПРО касалась только России и США, то теперь "это будет проблема всех стран Европы", подчеркнул начальник Генштаба.
Но одновременно Генштаб вынужден пересмотреть состав группировки войск в Калининградской области. Макаров напомнил, что с начала 2008 г. с территории Калининградской области Россия в одностороннем порядке начала вывоз излишков вооружения и военной техники. При этом из-за позиции Литвы, которая не позволила осуществлять вывоз ряда вооружения через свою территорию, этот процесс затянулся, так как вооружения "мы вынуждены возить морем". Это, во-первых, экономически затратно, а во-вторых, затягивает процесс вывода на несколько лет.
И, конечно, про Грузию...
Сегодня в Генштабе в очередной раз подтвердили, что у российских военных не было и нет планов по вторжению в Грузию. "Никаких планов вторжения в Грузию не было. И сейчас их нет. Та информация о том, что Россия якобы собирается весной 2009 г. напасть на Грузию, ни на чем не основывается", - заявил Макаров. По его словам, Тбилиси несет полную ответственность за развязывание войны в Южной Осетии в августе: "Я как начальник Генштаба официально заявляю, что до 14:00 8 августа ни один танк (российский, - "ИФ-АВН") не вошел на территорию Южной Осетии".
Грузия первой начала военные действия против мирного населения и миротворцев в Южной Осетии, сегодня понятно всем, уверен Макаров. По его словам, современные средства разведки, в том числе космическая, вполне способны определить, кто первым открыл огонь.
/Интерфакс/