"Яндекс" выявил самые сложные случаи правописания
Москва. 11 апреля. INTERFAX.RU - "Яндекс" проанализировал поисковые запросы о правописании и выяснил, какие правила русского языка вызывают у пользователей больше затруднений, говорится в пресс-релизе компании.
Почти три четверти запросов о правописании касаются орфографии. На пунктуацию и стилистику приходится 8% и 7% соответственно. При этом компания обращает внимание, что это не значит, что орфография в целом сложнее - просто про нее удобнее спрашивать у поиска.
Пять наиболее сложных тем русской орфографии по данным поиска "Яндекса" - правописание не и ни (например, запрос "слово не вовремя"), проверяемые безударные гласные в корне слова ("как правильно пишеться слово затинули песню"), правописание приставок ("сделаешь или зделаешь"), слитное и раздельное написание предложных и похожих на предложные конструкций ("заграницу или за границу"), спряжение глаголов ("видешь или видишь правило").
Про запятые во всевозможных случаях спрашивают примерно столько же, сколько про не и ни. Около трети запросов про запятые касается вводных конструкций, еще треть — пунктуации в сложных предложениях. Последнюю треть занимают все остальные случаи — это запятые в сравнительных, причастных и деепричастных оборотах, при повторяющихся союзах, однородных членах предложения и так далее.
Стилистические запросы связаны в основном с выбором одного слова из двух вариантов: один из них может быть просторечным либо устаревшим или оба могут использоваться равноправно. Некоторые проблемы, которые видны в таких запросах, действительно часто обсуждаются. Например: "был надет или был одет", "есть ли слово кушать в русском языке", "в украине или на украине", "извиняюсь или извините как правильно", "ихний есть ли такое слово".
Полностью результаты исследования с примерами и графиками приводятся на странице "Сложности русского языка". По материалам исследования "Яндекс" подготовил два теста: в одном из них предлагается угадать, какие случаи вызывают больше всего вопросов у пользователей, а во втором - проверить собственную грамотность.