Каждый восьмой смартфон в Москве в 2015 году был куплен в кредит
Москва. 20 июля. INTERFAX.RU - Каждый восьмой смартфон, купленный москвичами в этом году, приобретен в кредит, подсчитали аналитики столичного департамента информационных технологий (ДИТ).
В 2014 году в кредит продавался каждый шестой смартфон в Москве (около 17% против 13% в этом году). Снижение количества покупок в кредит аналитики ДИТа связывают с подорожанием заимствований - стоимость их обслуживания с октября прошлого года выросла на 20%.
Стоимость всех смартфонов, купленных москвичами в кредит в прошлом году, составила 6,9 млрд рублей, оценивает руководитель аналитического подразделения ДИТа Алексей Чукарин.
По итогам I квартала 2015 года около 20% смартфонов в рознице ПАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) покупалось в кредит, в Москве это доля практически в два раза ниже, сказал "Интерфаксу" представитель оператора Дмитрий Солодовников. Общий объем кредитов, которые были выданы за этот период в рознице (POS-кредиты на покупки, а также на кредитные карты), составил 23,1 млрд рублей против 21,22 млрд рублей годом ранее, добавил он.
Доля продаж в кредит в магазинах "Евросети" держится на уровне 20%, сообщила представитель ритейлера Ульяна Смольская. "В зимний период продажи в кредит снижались из-за приостановки банками некоторых кредитных продуктов. В настоящее время все банковские продукты восстановлены, и уровень выдачи кредитов в наших салонах ничем не отличается от прошлого года", - отметила Смольская. По ее словам, продажи в кредит повышают размер товарного чека примерно в три раза
Последние несколько лет доля покупок в кредит в "Связном" составляет порядка 15%, говорит в свою очередь представитель ритейлера Мария Заикина. Снижение количества покупок в кредит она объясняет тем, что в январе-марте этого года доступность заимствования была ниже, чем в I квартале 2014 года.
В январе объемы кредитования были небольшими в силу осторожности банков и традиционно невысокого уровня продаж техники из-за сезонности, отмечает Заикина. Также в январе были отменены программы рассрочки в большинстве крупных розничных сетей, ритейлеры вернули их лишь к концу I квартала этого года.
Количество проданных в кредит планшетов, по данным ДИТа, также снижается. С начала 2015 года каждый шестой планшетный компьютер был куплен на заемные средства, в то время как в 2014 году - каждый пятый.
Кредиты на покупку мобильных телефонов и смартфонов по итогам июня занимают более 55% займов москвичей на цифровую технику, отмечает ДИТ. При этом доля премиальных смартфонов (с поддержкой технологий LTE и NFC), купленных в кредит, существенно отличается в зависимости от уровня доходов домозяйств. Так, в структуре займов домохозяйств с низким доходом (менее 20 тыс. рублей) траты на премиальный сегмент гаджетов занимают лишь 4% кредитного портфеля и полностью приходятся на смартфоны.
Около 38% кредитов семей с высоким доходом (более 250 тыс. рублей) берется на премиум-товары, при этом на смартфоны тратится лишь 55% таких кредитов, еще около 20% предназначены для покупки дорогих планшетов, остальные поровну распределены между телевизорами и компьютерной техникой.
"Любопытно, что, несмотря на материальное благополучие, в 5,3% случаев семьи с высоким доходом покупают в кредит бюджетные товары", - отмечается в исследовании ДИТа. Этот же показатель для малообеспеченных семей составляет почти 43%, для домохозяйств с базовым уровнем дохода (до 100 тыс. рублей в месяц) - 16%.
"Домохозяйства с базовым доходом летом 2015 года тратили на дорогие модели 17% всех заемных средств на технику, немногим меньше чем в октябре 2014 года, а декабрьские события на их потребительском поведении почти не отразились", - добавляет ДИТ.
Около 17% кредитов на цифровые товары берется для покупки телевизоров. Доля этой категории также отличается в зависимости от благосостояния домохозяйства: на семьи с низким доходом приходится 25% покупок телевизоров в кредит, этот же показатель для домохозяйств с высоким доходом составляет около 11%.
Исследование ДИТа основано на оценке потребности домохозяйств с различным уровнем дохода в наиболее распространенных категориях ИКТ-товаров, собственном регулярном мониторинге розничных цен на цифровую технику и анализе текущих кредитных предложений крупнейших ритейлеров.