"Проблемный" закон о закупках госкомпаний не будут объединять с законом о контрактной системе
Москва. 15 июня. INTERFAX.RU - Реализация закона о закупках госкомпаниями и монополями (223-й закон) показывает, что его нужно менять, но объединять с законом о контрактной системе (44-й закон о государственных и муниципальных закупках) его не планируется. Об этом заявил директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Максим Чемерисов.
"Должен отметить, что 223-й закон, к сожалению, проблемный. Не моя компетенция давать ему всеобъемлющую оценку, но мониторинг закупок по 223-му закону говорит о том, что он проблемный", - сказал представитель Минэкономразвития на всероссийском форуме заказчиков и поставщиков "Экономическая стратегия на 2015-2016 годы".
По его словам, мониторинг закупок по этому закону показывает, что "негативные тенденции в системе закупок отдельных видов юрлиц в текущем году существенно усилились".
"В прошлом году мы говорили о том, что у нас высокая доля закупок у единственного поставщика - порядка 40%, а также высокая доля закупок так называемыми иными способами, которые в ряде случаев являются замаскированным единственным поставщиком - тоже порядка 43% в прошлом году. То есть общий объем закупок, который осуществляется либо неконкурентными способами, либо малоконкурентными способами, составляет 80-83% в прошлом году. В этом году ситуация еще больше усугубилась. Общий объем закупок у единственного поставщика, осуществленный по 223-му закону, составляет примерно 48%, объем закупок иными способами - 46% . То есть всего 6% остается на понятные, установленные гражданским правом процедуры торгов, осуществляемым по понятным прозрачным правилам", - привел статистику Чемерисов.
По его словам, эти данные вызывают чувство тревоги. "Что-то с этим надо делать. Не может большая часть закупок (госкомпаниями и монополиями - ИФ) осуществляться по непрозрачным правилам. И, несмотря на то, что закон своей целью ставит в первую очередь прозрачность закупок, нужно понимать - а зачем нам такая прозрачность? Ну, сделали прозрачные закупки, увидели, что они неконкурентные, и на этом успокоились?", - задался вопросом директор департамента.
"Безусловно, такой подход с экономической точки зрения неуместен. Поэтому сейчас мы прорабатываем целый блок поправок в 223-й закон. Нужно найти баланс между свободой гражданско-правовых отношений, которая, безусловно, должна сохраниться в 223-м законе, и теми регуляторными функциями, которые ставит перед собой государство", - заявил Чемерисов.
Одновременно он отметил, что реализация 44-го закона о контрактной системе в сфере госзакупок и муниципальных закупок, наоборот, привела "к существенной экономии средств консолидированного бюджета РФ".
Общий объем экономии от применения 44-го закона, по оценке Минэкономразвития, составил в 2014 году 891 млрд рублей. "Это разница между суммарной начальной максимальной ценой контрактов и ценой фактически заключенных контрактов", - пояснил Чемерисов. По его словам, в долевом выражении это примерно 15%, "то есть снижение от начальной цены контрактов". В 2013 году экономия госсредств составляла 7% от начальной цены.
Отвечая на вопрос о целесообразности вливания 223-го закона в 44-й закон, Чемерисов отметил, что "все-таки 223-й закон останется пока 223-м".
"Он (223-й закон - ИФ) должен иметь другой подход к регулированию, потому что иной субъектный состав в нем. Он должен в первую очередь обеспечиваться прозрачность закупок, а не четко регулировать процедурную составляющую", - сказал представитель Минэкономразвития.
"Чисто технологически в перспективе мы должны прийти к формированию некого кодекса контрактных отношений, то есть единого законодательного акта, который будет регулировать... все закупки и торги, осуществляемые на государственном и муниципальном уровнях. Речь идет не только о закупках, речь идет об электронной приватизации, об аренде государственной и муниципальной собственности, о распределении рыбных квот, земельных участков, рекламных конструкций и тому подобное... Такой подход, как очень далекая перспектива, видится, но не на текущий момент", - высказал свое мнение Чемерисов.
Он также сообщил участникам форума, что Минэкономразвития намерено обратиться к руководству страны с предложением учредить профессиональный праздник для специалистов в сфере закупок.
Общий объем государственных закупок в первые пять месяцев 2015 года вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 70% - до 2,48 трлн рублей, свидетельствуют данные информационной системы "СПАРК-Маркетинг". Число закупочных процедур увеличилось почти на 40%, до 1,28 млн.
Столь резкий рост связан, во-первых, с тем, что в начале 2014 года закупки, напротив, заметно упали из-за перехода заказчиков на работу в рамках нового закона о контрактной системе. Однако сказалось и то, что в нынешнем году многие бюджетные расходы были сдвинуты на I квартал, что, по мнению многих аналитиков, стало одним из факторов, поддержавших российскую экономику в начале года.
Данные за первые месяцы 2015 года говорят о росте конкуренции на электронных аукционах и открытых конкурсах, в то же время существенно (до почти 25% в общем объеме контрактов) выросла доля закупок у единственного поставщика.