Поправки без референдума

Согласно сообщению Кремля, принятие изменений в Конституцию, предложенных Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию, не требуют проведения референдума. Аналитики и политологи, со своей стороны, пытаются оценить суть этих предложений

Поправки без референдума
Фото: Reuters

Москва. 6 октября. INTERFAX.RU - Проведения референдума для принятия изменений в Конституцию, предложенных президентом РФ Дмитрием Медведевым в среду в послании Федеральному Собранию, не требуется, сообщила журналистам помощник президента РФ, начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева.

"Изменения в соответствующие главы Конституции РФ, касающиеся сроков полномочий президента РФ и Государственной Думы, производятся в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (статья 136 Конституции РФ)", - сказала Брычева, отвечая на вопросы журналистов.

Таким образом, подчеркнула она, "проведение референдума для принятия этих изменений Конституции не предусматривается".

"Что касается мандата президента РФ и Государственной Думы, то любое изменение сроков его действия не распространяется на действующего президента и действующий состав Государственной Думы", - сказала помощник президента России.

Выступая с Посланием Федеральному Собранию, Медведев предложил увеличить срок полномочий президента и Государственной Думы до шести и пяти лет соответственно.

Комментарии политологов

На Дмитрия Медведева, избранного на четыре года, не будет распространяться увеличение срока президентских полномочий, но повторно он может быть избран уже на шесть лет, считает глава Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский. "Срок полномочий в шесть лет не может распространяться на действующего президента. Право это исключает. Президент получает в момент выборов очень конкретный политический мандат, в котором указан срок этого мандата", - заявил Павловский "Интерфаксу" в среду.

По его словам, "это будет распространяться на следующего президента страны". В то же время политолог не исключил, что им может стать и Д.Медведев. "Я не думаю, что если президентство Медведева с точки зрения избирателей окажется успешным, то он откажется от следующего срока", - сказал политолог.

Он отметил, что не разделяет точку зрения о том, что предложение Медведева об увеличении срока полномочий главе государства до шести лет, а Государственной Думе до пяти является чем-то неожиданным. "Изменение сроков обсуждалось очень давно и обсуждалось не под отдельного человека. Первое обсуждение необходимости развести парламентские и президентские выборы с помощью изменения сроков было еще в самом начале первого президентства Владимира Путина. Просто Путин не хотел, чтобы его подозревали в том, что он самому себе пытается продлить срок полномочий", - сказал собеседник агентства.

По мнению политолога, "связь парламентских и президентских выборов превращает парламентские выборы фактически в праймериз президентских, потому что партии интересны не как партии, а интересны только своими президентскими кандидатурами". Об этом, напомнил Павловский, Путин говорил еще в 2001 году.

"В этом (увеличении сроков и разведении парламентских и президентских выборов - ИФ) есть определенная логика. Президент у нас сегодня, с точки зрения бюрократического аппарата, является главой государства 2,5-3 года, а остальное время является руководителем штаба избирательной кампании, своей или чужой", - заметил глава ФЭП.

Предложения президента РФ Дмитрия Медведева о продлении срока полномочий главы государства до шести лет, а Госдумы - до пяти открывают процесс внесения изменений в Конституцию РФ, считает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. "Вскрывается Конституция РФ впервые с момента ее принятия в 1993 году. Начинается процесс внесения в нее поправок, поскольку изменение срока президентства и депутатства, равно как и предоставление Госдуме функций контроля за исполнительной властью - это нормы конституционные, которые потребуют внесения поправок в Основной закон", - заявил В.Никонов в интервью "Интерфаксу" в среду.

У этих предложений есть, считает собеседник агентства, и плюсы и минусы.

"Конституция - вещь достаточно деликатная и при всех ее недостатках, сам процесс ее пересмотра может открыть некий "ящик Пандоры". Что касается продления сроков - то преемственность власти будет закреплена на более продолжительный срок", - считает президент фонда "Политика". Политолог отметил, что для него предложения главы государства стали "весьма неожиданными". "Изменение сроков полномочий президента и нижней палаты обсуждалось в предыдущие годы, но все-таки не рассматривалось в качестве практической задачи", - сказал он.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в свою очередь заявил, что для него сюрпризом стали три аспекта послания президента: предлагаемые изменения в Конституцию, реформа формирования совета федерации, а также конкретные ответные меры на расширение НАТО на Восток.

Говоря об увеличении полномочий президента и Госдумы, Макаркин отметил, что "этот вопрос достаточно амбивалентный". К примеру, президентов во Франции избирали на семилетний срок, и для французской демократии это не создавало никаких проблем. "Для демократического общества это вопрос второстепенный", - добавил Макаркин. Между тем, "если речь идет о клановой системе с авторитарным потенциалом, этот вопрос становится очень серьезным". По мнению политолога, "значительная часть выступлений Медведева сводилась к тому, чтобы убедить общество, что предложенные инициативы будут реализованы в формате демократического развития".

"Президент много говорил о негативной роли чиновников, их влиянии на СМИ и электоральный процесс, другие сферы нашей жизни, Дмитрий Медведев предложил дополнительные возможности для так называемых малых партий, которые не преодолели 7-процентный барьер на выборах в Госдуму - эта инициатива президента стала первым шагом на пути диалога с этими политическими силами и т.д.", - отметил Макаркин.

Макаркин считает целесообразным предложенный президентом механизм формирования верхней палаты парламента. "Совет федерации становится в большей степени региональной палатой, поскольку в него будут входить представители регионального истеблишмента", - отметил политолог.

Со своей стороны политолог Дмитрий Орешкин считает выдвинутое Медведевым предложение о продлении сроков полномочий президента и парламента неактуальным. "Эта идея не новая, не революционная, и думаю, сейчас не актуальная", - заявил Орешкин "Интерфаксу" в среду. По его мнению, последствия мирового финансового кризиса могут потребовать более оперативного реагирования на ситуацию, а значит, "и более быстрой смены властных элит, и в этом смысле четырехлетний цикл был бы, наверное, более целесообразным". "В то время как развитый мир входит в полосу внутренних перестроек и готов реагировать на постоянно меняющиеся условия, мы, напротив, пытаемся законсервироваться", - сказал политолог.

Касаясь инициативы Медведева о большем представительстве малых партий в парламенте, Орешкин высказал мнение, что необходимо "вести речь не о пяти-или семипроцентном пороге для прохождения в Госдуму или механизме сбора подписей, а о честных выборах".

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });